Тест 5 социальные отношения в обществе. Б) этнические общности. Какой статус относят к предписанному статусу

Тема: «Социальные отношения»

Вариант 1.

Часть 1.

1 . Дети, молодежь, мужчины - это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку 2) этническому признаку

3) демографическому признаку 4) профессиональному признаку

2. Социальный статус - это

1) поведение, ожидаемое от индивида 2) положение человека в обществе

3) форма приспособления индивидов 4) форма осуществления социальных функций

3. К предписанному статусу относится

1) национальная принадлежность 2) уровень образования 3) уровень доходов 4) род занятий

4. К восходящей вертикальной социальной мобильности относится

1) повышение по службе 2) занятие предпринимательской деятельностью

3) понижение по службе 4) выход на пенсию

5. Преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель - доцентом, доцент - профессором. Это пример

1) социальной стратификации 2) социальной адаптации

3) социальной мобильности 4) социализации

6. Почти треть президентов США - выходцы из бедных или средних семей. Этот пример - проявление

1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) социальной адаптации

7. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1) высокой политической активностью 2) общностью быта

3) общими увлечениями 4) профессиональным ростом

8. Традиционную (патриархальную) семью характеризует

1) главенствующее положение отца семейства 2) возрастание роли женщины в семье

3) взаимное уважение между супругами 4) активное участие женщин в производстве

9. Одним из условий возникновения нации является

1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами

2) рост уровня образованности населения

3) повышение рождаемости

4) образование правового государства

10. Понятие, применяемое в общественных науках для определения тех, кто оказался на социальном дне

1) страта 2) маргинал 3) люмпен 4) плебей

11. Рабочие, инженеры, учителя составляют общность

    политическую 2) демографическую 3) профессиональную 4) этническую

12. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп

А. Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.

Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.

Часть 2.

1. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) государство 1) экономика

Б) религия 2) политика

В) образование 3) духовная культура

Г) производство 4) социальные отношения

Д) семья

2. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

1) национальность А) достигаемый

2) профессия Б) предписанный

3) пол

4) образование

5) социальное происхождение

3. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    уровень доходов

    место в системе общественного производства

    отношение к средствам производства

    основные черты образа жизни

    роль в общественной организации труда

    социальный престиж

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия „______» (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. Существуют три типа этноса. Для______ (2) главное основание объединения людей в одну _______ (3) - кровно родственные связи и общее____________(4). С возникновением государств появляются ________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются______(6) - этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) происхождение Б) племя В) общность Г) нация

Д) народ Е) народность Ж) национальность 3) раса И) диаспора

Вариант 2.

Часть 1.

1. Положение человека в обществе, определяемое его материальными возможностями, правами, обязанностями

1) статус 2) престиж 3) мобильность 4) авторитет

2 . К показателям достигаемого статуса личности относится

1) социальное происхождение 2) возраст 3) пол 4) образование.

3. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

4. К малой социальной группе относится (относятся)

    горожане 2) преподаватели 3) выпускники школ 4) семья

5. Восходящую вертикальную социальную мобильность иллюстрирует пример

1) актер перешел из одного областного театра в другой

2) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую

3) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода

4) лейтенант был разжалован в прапорщики

6. Какой признак отличает молодежь как социальную группу

1) однородность, отсутствие дифференциации 2) общность политических убеждений

3) сходные черты поведения 4) единство уровня доходов

7. Понятие, применяемое для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре

    пролетариат 2) интеллигенция 3) маргиналы 4)люмпены

8. Перемещение людей из одной социальной группы в другую

1) социальная мобильность 2) социальная стратификация

3) социальная адаптация 4) социальная стабильность

9. К предписанному статусу относится

    женщина 2) жена 3) мать 4) волейболистка

10. Социальная роль - это

    социальное положение человека в обществе

    изменение положения личности в социальной структуре

3) определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих

4) права и обязанности личности

А1. Оценка общественной значимости позиций, занимаемых людьми, называется

12. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности

А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

    верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть 2.

1 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «этническая общность». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Род, племя, каста, народность, нация.

2. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ ВИДЫ СТАТУСОВ

1) маргинал А) приобретенный

2) белорус Б) предписанный

3) председатель профкома

4) мужчина

5) 16-летний человек

6) брат

3. Запишите слово, пропущенное в схеме.

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Семья - это основанная на , (1) и/или кровном родстве малая ____(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными _____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный_____ (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная _____(5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определенных норм и (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единствен, ном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) ценность Б) брак В) социализация Г) коллектив

Д) обязанность Е) институт Ж) родитель 3) группа И) любовь

Вариант 3.

Часть 1.

1. Социальный статус - это

1) социальное положение человека в обществе 2) ожидаемое от личности поведение

3) совокупность прав и обязанностей индивида 4) группа людей, связанных единством проживания

    Безработные 2) интеллигенция 3) молодежь 4)нищие

3. Достигаемому статусу личности соответствует принадлежность к определенной (ому)

1) профессии 2) возрасту 3) происхождению 4) религии

4. Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке, является примером

    социальной мобильности 2) социального положения

3)социального статуса 4) социальной роли

5. Социальный престиж - это

    социальная значимость, привлекательность той или иной профессии

    социальное положение человека в обществе, которое характеризуется его способностями, образованием

    социальное перемещение индивида от низкого к более высокому статусу

    социальное поведение индивида, определяемое его социальной ролью

6. Многие римские императоры являлись выходца ми из простых солдат. Данный факт - пример проявления

1) социальной стратификации 2) социального статуса

3) горизонтальной социальной мобильности 4) вертикальной социальной мобильности

7. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе

    народ 2) национальность 3) нация 4) племя

8. Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен определенными социальными привилегиями. Это статус

1) чиновника 2) дворянина 3) финансиста 4) предпринимателя

9. Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к

1) традиционной 2) партнерской 3) супружеской 4) нуклеарной

10. После окончания института К. устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к его дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1) социальной стратификации 2) горизонтальной мобильности

3) профессиональной дифференциации 4) вертикальной мобильности

11. Социальная стратификация представляет собой

    социальное различие, неравенство в положении людей

    результат взаимодействия внутри общественной группы

    любые изменения в статусе личности

    освоение индивидом социальных норм

12. Верны ли следующие суждения о социальной роли

А. Социальная роль включает в себя набор прав и обязанностей.

Б. Для каждого статуса характерно выполнение одной социальной роли.

    верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть 2.

1 . Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ ВИДЫ СТАТУСОВ

А) русский 1) достигаемый (приобретаемый)

Б) люмпен 2) предписанный

В) командир полка

Г) мужчина

Д) профессор вуза

2. Запишите слово, пропущенное в схеме

Ответ: _____________________________

3 . Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) профессия

2) пол

3) цвет глаз

4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям

6) семейное положение

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____(1). Это явление получило название социальной ______(2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют____ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е._____(4). ______(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера - в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные_____ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт

Д) статус Е) вертикальная Ж) группа 3) стратификация И) маргинализация

Тест 1. Общество. Социальные отношения. Обществознание 10 класс.

1. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать, и он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для

1) феодального общества

2) индустриального общества

3) информационного общества

4) постиндустриального общества

2. Природа, в отличие от общества

1) испытывает влияние человеческой деятельности

2) является средой обитания человека

3) изменяется в направлении от низшего к высшему

4) способна развиваться назависимо от человека

3. Запишите пропущенное слово

Уровни научного познания

…………… теоретический

4. Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры под которыми они указаны.

1) фирмы 2) сословия 3) партии 4) касты 5) классы

5. Верны ли суждения о проявлении природы человека

А) Познание человеком мира – проявление исключительно социальной природы человека и никак не связано с проявлением природы биологической.

Б) Биопсихологические предпосылки развития социального в человеке обусловливают возможности его интеграции в мир общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

6. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

А) Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную стадию развития.

Б) Социальное неравенство выражается в одинаковом доступе социальных групп к общественным благам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

7. Средний возраст начала трудовой деятельности в европейских странах в конце 19 века составлял 11 лет. А в середине 20 века – 25 лет. Причина существенного изменения возраста вступления человека в трудовую жизнь связана, в первую очередь, с

1) возникшим в 20 веке кризисом семьи и семейных ценностей

2) замедлением темпов общественного развития

3) удлинением сроков обучения и профессиональной подготовки

4) ростом иждивенческих настроений в молодежной среде

8. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий и запишите цифру, под которой оно указано

1) рабочая сила 2) безработные 3) занятые 4) трудоспособное население 5) производители материальных благ

9. Запишите слово, пропущенное в схеме

Типы общества

1) традиционное 2) информационное 3)………..

10. Общество, в отличие от природы

1) развивается закономерно

2) подвержено изменениям

3) творит культуру

4) является динамической системой

11. Верны ли следующие суждения о социализации

А) В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б) В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

12. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности». Запишите цифры двух терминов, выпадающих из общего ряда.

1)субъект 2) цель 3) средства 4) индивид

5) объект 6) результат 7) знание

Итоговый тест "Социальные отношения"

1.Внутреннее устройство общества традиционно называют

1) социальным институтом 2) социальной структурой

3) социальной мобильностью 4) социальным неравенством

2. верны ли суждения о структуре общества?

А. структура общества - это совокупность связей и отношений исключительно между большими социальными группами.

Б. общественное разделение труда обуславливает структуру общества.

3. верны ли суждения о социальной структуре общества?

А. Социальная структура характеризует внутреннее строение общества.

Б. социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится.

1) народность 2) нация 3) горожане 4) класс

5. Какой признак определяет принадлежность человека к социальной группе врачей

1) величина доходов 2) уровень образования

3) профессия 4) положение в обществе

6. К малым группам относится (-ятся)

1) научно-техническая интеллигенция мегаполиса

2) выпускники исторических факультетов университетов страны

3) государственная делегация на международном конгрессе

4) преподаватели высших учебных заведений страны

7. Верны ли суждения о социальных группах?

А. Численность группы определяет её формальный или неформальный характер.

Б. Формальные группы имеют чётко определённую структуру

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. В приведённом списке указаны черты сходства малых социальных групп с большими и отличия малых групп от больших. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

1) объединение людей 2) прямое взаимодействие

3) численный состав 4) сходный социально значимый признак

9. Ожидаемое поведение личности , связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы, называют

1) социальным престижем 2) социальным статусом

3) социальной структурой 4) социальной ролью

10. Общей социальной ролью ребёнка и взрослого является роль

1) избирателя 2) военнослужащего по контракту 3) заёмщика банка 4) члена семьи

11. После развода гражданин С. продолжал по выходным дням гулять со своими сыновьями в парке. Этот пример иллюстрирует особенности.

1) реализации социальной роли 2) выполнения социальной нормы

3) осуществления социальной политики 4) проявление социальной мобильности

12. Верны ли суждения о социальной роли?

А. Под социальной ролью человека понимают его положение в обществе.

Б. Ролевые требования человеку предъявляет общество.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. Положение человека в обществе, связанное с определёнными правами и обязанностями, традиционно обозначают понятием

1) социальный статус 2) социальная роль 3) социальная норма 4) социальная общность

14. Какую позицию статуса человек приобретает при рождении?

1) профессию 2) уровень доходов 3) образование 4) национальность

15. Какой статус является достигаемым (приобретаемым)?

1) мужчина 2) сын 3) муж 4) украинец

16. Верны ли суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус характеризует место личности в системе социальных отношений.

Б. У одного человека может быть несколько социальных статусов.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. В приведённом списке указаны черты сходства приобретённого и предписанного статуса и отличия приобретённого статуса от предписанного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

1) положение человека в обществе 2) совокупность прав и обязанностей

3) статус принадлежит от рождения 4) статус достигается в течение жизни

18. Что означает понятие "конфликт"?

1) расположение 2) развитие 3) столкновение 4) переворот

19. Что характеризует компромисс как способ разрешения конфликта?

1) привлечение третьей стороны для примирения участников

2) обращение к наделённому полномочиями органу за помощью

3) одностороннее использование власти или силы

4) решение проблемы через взаимные уступки

20. К политическим можно отнести конфликт между

1) наследниками спорного имущества

2) главой государства и оппозиционной партией

3) болельщиками разных футбольных клубов

4) представителями разных церквей по поводу святых мест

21. Социальный конфликт между администрацией предприятия и работниками по поводу выплаты зарплаты можно отнести к конфликту

1) межличностному 2) культурному) 3) экономическому 4) политическому

22. Верны ли суждения о социальных конфликтах ?

А, Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на общество

Б. Поводом для конфликта может послужить даже незначительное происшествие

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

23. Верны ли суждения о социальных конфликтах?

А. Социальные конфликты в принципе неизбежны.

Б. В демократическом обществе существуют правовые средства разрешения социальных конфликтов.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24. Верны ли суждения о социальном конфликте?

А. Конфликт – естественное закономерное явление общественной жизни.

Б. Одна из причин возникновения конфликтов –различие жизненных целей и установок людей, социальных групп.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

25. Ирина обиделась на свою подругу и не разговаривает с ней уже три дня. Это пример

1) межличностного конфликта 2) социальной борьбы

3) социальной роли 4) политического конфликта

26. Что отличает семью от других малых групп?

1) совместная деятельность 2) общие цели 3) общий быт 4) общие интересы

27. Для семьи любого типа характерно

1) совместное проживание нескольких поколения родственников

2) чёткое разделение мужских и женских обязанностей

3) возложение домашних обязанностей на женщину

4) влияние на формирование личности ребёнка

28. Данная группа отличается постоянством состава и небольшим числом участников, осуществляющих регулярное взаимодействие друг с другом. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что эта малая группа - семья?

1) участники группы имеют схожие политические взгляды

2) участники группы владеют пакетом акций предприятия

3) участники группы ведут совместное домашнее хозяйство

4) участники группы участники группы вместе трудятся.

29. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семьёй называют малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми.

Б. Семью от других малых групп отличает общность интересов её членов.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

30. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья регулирует поведение своих членов.

Б. Семья экономически поддерживает своих нетрудоспособных членов.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

31. Верны ли следующие суждения об этике семейных отношений?

А. Члены семьи несут исключительно юридические обязанности по отношению друг к другу.

Б. Взаимная привязанность и забота – этическая основа семейных отношений.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

32. Исторически сложившуюся общность людей, одной из стадий , развития которой являются народности, обозначают понятием

1) этнос 2) сословие 3) каста 4) класс

33. Племена и народности относят к

1) историческим типам общества 2) демографическим группам

3) этническим общностям 4) социальным стратам

34. Общность культуры и быта, традиций и обычаев относят к характерным признакам

1) партии 2) этноса 3) класса 4) сословия

35. По итогам переписи населения было установлено , что большая часть жителей города –буряты. Это определяет их принадлежность к общности

1) конфессиональной 2) демографической 3) территориальной 4) этнической

36. Верны ли следующие суждения об этносе?

А. Этносы отличаются друг от друга численностью, уровнем общественного развития.

Б. Этносы отличаются друг от друга языком, культурой.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

37. Возникновению нации как формы этноса способствует

1) определённый уровень образования населения

2) развитие экономических связей между народностями

3) укрепление позиций церкви

4) образование правового государства

38. Верны ли следующие суждения о нации как форме этноса?

А. Развитие экономических связей внутри народности привело к их превращению в нации.

Б. Нации возникли в результате "перемешивания" различных племён и народностей.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

39.. Найдите в приведённом списке признаки нации как формы этноса.

1) федеративное устройство 2) общность территории 3) единое гражданство

4) общность языка 5) национальное самосознание 6) общие черты психологии

40. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

А. К условиям успешного межнационального сотрудничества относят ограничение прав этнического меньшинства.

Б. От решения межнациональных проблем, в значительной мере завися спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

41. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

А. Межнациональный конфликт может возникнуть, в том случае, если представителей малых народов ограничат вправе развивать национальную культуру.

Б. К условиям успешного предотвращения межнациональных конфликтов в современном обществе относят создание национально однородных государств.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

42. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

А. Межнациональный конфликт может возникнуть в том случае, если государство не будет гарантировать защиту интересов малых народов.

Б. Компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства – условие успешного предотвращения межнациональных конфликтов в современном обществе.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Международная организация проводила в странах Z и Y опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: "В чём вы видите основную причину межнациональных конфликтов?"

Полученные результаты (в % от числа отвечающих) представлены в таблице.

Мнение

% выбравших это мнение

Страна Z

Страна Y

Насилие и принуждение

Нежелание понимать друг друга

Ущемление прав и свобод

Не задумываюсь

43. Найдите в приведённом списке выводы , которые можно сделать на основе таблицы,.

1)Насилие и принуждение называют основной причиной больше жителей страны Z, чем страны Y.

2) Нежелание понимать друг друга как основную причину отмечают примерно одинаковый процент опрошенных обеих стран

3) Ущемление прав и свобод считают основной причиной более половины жителей страны Y.

4) В обеих странах наименьший процент опрошенных демонстрирует отсутствие интересов к данной проблеме.

5) Ущемление прав и свобод считают основной причиной больше всего опрошенных страны Z.

44. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации.

1) Жители обеих стран не придерживаются гуманистических принципов в области национальных отношений.

2) Жители страны Y, в отличие от жителей страны Z, в большей степени стремятся к мирному урегулированию спорных проблем.

3) Жители страны Z стремятся обрести национальную независимость.

4) Межнациональные конфликты неизбежны.

5) Правительствам обеих стран стоит уделить больше внимания защите прав человека.

Ответы

Вариант 1.

Уровень А. 1а,2а,3г,4в,5б,6а,7б,8в,9а,10б,11б,12в,13в,24а,15а.

Уровень В. В1-1а,г;2б,в,ж;3д;4е; В2-3 (оба суждения верны); В3-1б,г,д;2а,в,е;

Уровень С.Обучающийся, опираясь на текст высказывания Е.Вроно о семье, как общественном институте, отмечает, Российская семья действительно подвержена кризисным явлениям и причина этого в том, что «всё устоявшееся сильнее шатается в период перемен», он отмечает, что речь идёт о переменах во всех сферах общества в связи с переходом к рыночным отношениям и возврата к капиталистическим основам по примеру Запада, Обучающийся может не разделять взглядов автора на то, что семья стала похожа на «базу штурмовиков», где постоянно идут «боевые действия», что все члены семьи «агрессоры, жертвы и враги». Возможны рассуждения личного характера о том, что в нормальной семье, выполняющей свои основные функции: репродуктивные, социально- статусные, эмоциональные, сексуального регулирования, социализации детей, рекреационные, хозяйственно- бытовые и прочие, враждебности места не может быть. Указывая на функции, которые в современной семье зачастую не выполняются, обучающийся может отметить функции рекреационные, т.е. организация культурного досуга семьи, здорового образа жизни, т.к. родители или не придают этому значение, или заняты работой в погоне за «большими деньгами» или повышением своего статуса в обществе.

Вариант 2.

Уровень А. 1а,2б,3а,4г,5б,6б,7б,8в,9в,10б,11а,12в,13б,14а,15б.

Уровень В. В1-в,д,е; В2-1а,в,е; 2б,г,д,ж; В3-1 (верно только А);

В4- 1а,г; 2б,в,ж; 3д; 4е.

Уровень С. Обучающийся, опираясь на высказывания о вреде алкоголизма обращает внимание на то, что алкоголь превращает человека неуправляемое животное, вредит его физиологии и духовному существованию; особенно может быть от мечена фраза У.Аль-Маали «Друзей чарки за друзей не считай, ибо они- друзья твоей чарки, а не твои друзья». Возможны примеры из собственного или другого социального опыта обучающегося, приведены наиболее точные высказывания о вреде алкоголя. Обучающийся поясняет понятие «молодёжь»- это социальная демографическая группа от 14 до 18 лет, обладающая частичной дееспособностью и группа населения от 18 до 30 лет с полной дееспособностью. Разъясняется понятие «субкультура молодёжи»

От слова «субъект», т.е. культура, присущая только данной группе, это особый сленг, формальные и неформальные группы типа «эмо». «скинхеды» и т.д, одежда, мода, традиции, музыкальные пристрастия и т.д. Могут быть перечислены проблемы молодёжи, среди которых выступает одна из важнейших- здоровый образ жизни.

Ответы на тесты по теме: «Политика как общественное явление»


Вариант 1.

Уровень А.1а,2г,3г,4б,5а,6в,7в,8в,9в,10б,11в,12а,13а,14б,15б.

Уровень В. В1-г; В2-1(верно только А); В3-2.экономические функции; 4.идеологическая функция; 5.функция финансового контроля; 7.экологическая; 8.функция сотрудничества с другими государствами; В4-г; В5-государство; В6-1.республика; 2.монархия(или наоборот); В7- государством.

Уровень С. Обучающийся написал определение термина «гражданское общество»- это, прежде всего, демократическое общество, это совокупность различных структур общества, развивающихся свободно без влияния государства. Может быть и иное определение: это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп. Это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни. Приведены примеры элементов гражданского общества: первый связан с образованием, воспитанием и культурой; второй – с экономической сферой; третий- с политической жизнью. Пример- Общественные палаты разных уровней: при Президенте, главах администраций в субъектах РФ, а также Комитет солдатских матерей и другие общественные организации, возникшие по инициативе населения с целью воздействия на государство и реализации интересов индивидов и социальных групп общества. Могут быть перечислены основные функции гражданского общества: объединение общества, направление социальных конфликтов в цивилизованные рамки, создание норм и ценностей, поддерживающих развитие государства, образование среды, в которой формируется активность индивидов.

Обучающийся выразил своё мнение об уровне развития гражданского общества в России и отметил противоречия и недостатки: в России оно только формируется, активность граждан занижена, средний класс не сложился, экономика далека от совершенства, отсутствует единое непротиворечивое законодательство, существует множество противоречий между нормативно – правовыми актами.

Вариант 2.

Уровень А. 1б,2б,3в,4г,5г,6г,7в,8б,9а,10б,11а,12б,13в,14б,15а.

Уровень В. В1-3(оба суждения верны); В2- 1в,2г,3б,4а; В3- государство; В4-1.монархия, 2.республика (или наоборот); В5- государством; В6-1б,2д,3а,4в,5г; В7-г.

Уровень С. Обучающийся на основании текста Конституции РФ отметил, что в России нет господствующей идеологии, что обеспечивает плюрализм (разнообразие) идей и мнений о развитии общества, наряду с этим идеологическим многообразием в ст.13 «запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни», т.е. государство придерживается неолиберальной идеологии, связанной с рыночными отношениями в условиях государственного регулирования экономики, что отмечено в ст.35 и 36 Конституции РФ о предпринимательстве и защите всех форм собственности.

Обучающийся высказал своё отношение к определённой идеологии государства, нужна ли она? Одной из внутренних функций государства является идеологическая функция, поэтому государство должно придерживаться какой- либо идеологии, в России, например, это либерализм.

Обучающийся дал определение термину «идеология»- это система философских, политических, нравственных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей. Основными идеологиями являются: либеральная, консервативная, социал – демократическая или социалистическая, религиозная. Относительно последней Конституция РФ так же либеральна: ст.14 п.1 и п.2 говорят о том, что «никакая религия в РФ не может быть государственной или обязательной», все религиозные объединения равны между собой.


Вариант № 1 (простой)
1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…
А) территориальные
Б) демографические
В) этнонациональные
Г) профессиональные
2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом,
происхождением, семейным положением, ­ это…
А) социальная роль
Б) социальный статус
В) семейное положение
Г) социальная стратификация
3. Критерием выделения страт может быть:
А) уровень дохода
Б) отношение к религии
В) отношение к политической идеологии
Г) уровень развития личных способностей.
4. Социальная роль это –
А) степень признания достоинств личности
Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих
Г) социальное перемещение индивида
5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные
отношения.
Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
6. Глубинная причина социальных конфликтов:
А) несовпадение характера
Б) различные воззрения социальных групп
В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.
7. С социальной сущностью человека связана потребность:
А) приспосабливаться к условиям природной среды
Б) заботиться о своем потомстве
В) обеспечивать безопасные условия жизни
Г) получить признание в обществе

8. Социальная стратификация – это …
А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой
Б) совместная деятельность людей в различных группах
В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей
Г) система признаков социального расслоения, неравенства
9. Приобретенным является статус­
А) сын
Б) русский
В) флегматик
Г) учитель
10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и
индивидуальных отношений между ними – это…
А) политика общества
Б) структура общества
В) характер общества

Тест по теме «Социальные отношения»
Вариант № 2 (сложный)
1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в
обществе с изменением их статусов.
Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы,
которым должно соответствовать поведение людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
2. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей –
это…
А) внутренний социальный контроль
Б) внешний социальный контроль
В) самоконтроль
Г) социальные санкции
3. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со
стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.
А) влияние общественного мнения
Б) принуждение
В) регламентация социальных институтов
Г) групповое давление
4. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного
места жительства – это..
А) маргиналы
Б) люмпены
В) сословие
Г) социальный класс
5. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение
человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.
Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает
норма.
Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы
обществ, социальных групп.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
7. Нации и народности – это…
А) исторические типы общества
Б) этнические общности
В) демографические группы
Г) поселенческие группы
8. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить
как конформное?
А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато
конфликтом, старается не изменять себе.
Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на
открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.
В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей,
его позиция – быть не таким, как все.
Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него
всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

9. Верны ли следующие суждения о социализации?
А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах,
происходящих в общественной жизни.
Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично­
групповых свойств и качеств человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.