Тест по блоку социальные отношения. Вставьте пропущенное слово. Семья как социальное явление связана с понятием

Тема: «Социальные отношения»

Вариант 1.

Часть 1.

1 . Дети, молодежь, мужчины - это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку 2) этническому признаку

3) демографическому признаку 4) профессиональному признаку

2. Социальный статус - это

1) поведение, ожидаемое от индивида 2) положение человека в обществе

3) форма приспособления индивидов 4) форма осуществления социальных функций

3. К предписанному статусу относится

1) национальная принадлежность 2) уровень образования 3) уровень доходов 4) род занятий

4. К восходящей вертикальной социальной мобильности относится

1) повышение по службе 2) занятие предпринимательской деятельностью

3) понижение по службе 4) выход на пенсию

5. Преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель - доцентом, доцент - профессором. Это пример

1) социальной стратификации 2) социальной адаптации

3) социальной мобильности 4) социализации

6. Почти треть президентов США - выходцы из бедных или средних семей. Этот пример - проявление

1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) социальной адаптации

7. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1) высокой политической активностью 2) общностью быта

3) общими увлечениями 4) профессиональным ростом

8. Традиционную (патриархальную) семью характеризует

1) главенствующее положение отца семейства 2) возрастание роли женщины в семье

3) взаимное уважение между супругами 4) активное участие женщин в производстве

9. Одним из условий возникновения нации является

1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами

2) рост уровня образованности населения

3) повышение рождаемости

4) образование правового государства

10. Понятие, применяемое в общественных науках для определения тех, кто оказался на социальном дне

1) страта 2) маргинал 3) люмпен 4) плебей

11. Рабочие, инженеры, учителя составляют общность

    политическую 2) демографическую 3) профессиональную 4) этническую

12. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп

А. Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.

Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.

Часть 2.

1. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) государство 1) экономика

Б) религия 2) политика

В) образование 3) духовная культура

Г) производство 4) социальные отношения

Д) семья

2. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

1) национальность А) достигаемый

2) профессия Б) предписанный

3) пол

4) образование

5) социальное происхождение

3. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    уровень доходов

    место в системе общественного производства

    отношение к средствам производства

    основные черты образа жизни

    роль в общественной организации труда

    социальный престиж

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятия „______» (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. Существуют три типа этноса. Для______ (2) главное основание объединения людей в одну _______ (3) - кровно родственные связи и общее____________(4). С возникновением государств появляются ________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются______(6) - этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) происхождение Б) племя В) общность Г) нация

Д) народ Е) народность Ж) национальность 3) раса И) диаспора

Вариант 2.

Часть 1.

1. Положение человека в обществе, определяемое его материальными возможностями, правами, обязанностями

1) статус 2) престиж 3) мобильность 4) авторитет

2 . К показателям достигаемого статуса личности относится

1) социальное происхождение 2) возраст 3) пол 4) образование.

3. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

4. К малой социальной группе относится (относятся)

    горожане 2) преподаватели 3) выпускники школ 4) семья

5. Восходящую вертикальную социальную мобильность иллюстрирует пример

1) актер перешел из одного областного театра в другой

2) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую

3) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода

4) лейтенант был разжалован в прапорщики

6. Какой признак отличает молодежь как социальную группу

1) однородность, отсутствие дифференциации 2) общность политических убеждений

3) сходные черты поведения 4) единство уровня доходов

7. Понятие, применяемое для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре

    пролетариат 2) интеллигенция 3) маргиналы 4)люмпены

8. Перемещение людей из одной социальной группы в другую

1) социальная мобильность 2) социальная стратификация

3) социальная адаптация 4) социальная стабильность

9. К предписанному статусу относится

    женщина 2) жена 3) мать 4) волейболистка

10. Социальная роль - это

    социальное положение человека в обществе

    изменение положения личности в социальной структуре

3) определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих

4) права и обязанности личности

А1. Оценка общественной значимости позиций, занимаемых людьми, называется

12. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности

А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

    верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть 2.

1 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «этническая общность». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Род, племя, каста, народность, нация.

2. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ ВИДЫ СТАТУСОВ

1) маргинал А) приобретенный

2) белорус Б) предписанный

3) председатель профкома

4) мужчина

5) 16-летний человек

6) брат

3. Запишите слово, пропущенное в схеме.

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Семья - это основанная на , (1) и/или кровном родстве малая ____(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными _____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный_____ (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная _____(5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определенных норм и (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единствен, ном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) ценность Б) брак В) социализация Г) коллектив

Д) обязанность Е) институт Ж) родитель 3) группа И) любовь

Вариант 3.

Часть 1.

1. Социальный статус - это

1) социальное положение человека в обществе 2) ожидаемое от личности поведение

3) совокупность прав и обязанностей индивида 4) группа людей, связанных единством проживания

    Безработные 2) интеллигенция 3) молодежь 4)нищие

3. Достигаемому статусу личности соответствует принадлежность к определенной (ому)

1) профессии 2) возрасту 3) происхождению 4) религии

4. Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке, является примером

    социальной мобильности 2) социального положения

3)социального статуса 4) социальной роли

5. Социальный престиж - это

    социальная значимость, привлекательность той или иной профессии

    социальное положение человека в обществе, которое характеризуется его способностями, образованием

    социальное перемещение индивида от низкого к более высокому статусу

    социальное поведение индивида, определяемое его социальной ролью

6. Многие римские императоры являлись выходца ми из простых солдат. Данный факт - пример проявления

1) социальной стратификации 2) социального статуса

3) горизонтальной социальной мобильности 4) вертикальной социальной мобильности

7. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе

    народ 2) национальность 3) нация 4) племя

8. Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен определенными социальными привилегиями. Это статус

1) чиновника 2) дворянина 3) финансиста 4) предпринимателя

9. Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к

1) традиционной 2) партнерской 3) супружеской 4) нуклеарной

10. После окончания института К. устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к его дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1) социальной стратификации 2) горизонтальной мобильности

3) профессиональной дифференциации 4) вертикальной мобильности

11. Социальная стратификация представляет собой

    социальное различие, неравенство в положении людей

    результат взаимодействия внутри общественной группы

    любые изменения в статусе личности

    освоение индивидом социальных норм

12. Верны ли следующие суждения о социальной роли

А. Социальная роль включает в себя набор прав и обязанностей.

Б. Для каждого статуса характерно выполнение одной социальной роли.

    верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть 2.

1 . Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ ВИДЫ СТАТУСОВ

А) русский 1) достигаемый (приобретаемый)

Б) люмпен 2) предписанный

В) командир полка

Г) мужчина

Д) профессор вуза

2. Запишите слово, пропущенное в схеме

Ответ: _____________________________

3 . Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) профессия

2) пол

3) цвет глаз

4) следование требованиям моды

5) уважение к родителям

6) семейное положение

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____(1). Это явление получило название социальной ______(2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют____ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е._____(4). ______(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера - в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные_____ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт

Д) статус Е) вертикальная Ж) группа 3) стратификация И) маргинализация

1 вариант

    Для определения социальной структуры общества значимыми признаками является(-ются)

    физические данные 3) умственные способности

    особенности темперамента 4) профессия

    Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

    Политический 3) профессиональный

    Территориальный 4) социально - классовый

    По социально - классовому признаку выделяют такую социальную общность, как

    Немцы 3) горожане

    Горожане 4) предприниматели

    Верны ли следующие суждения о социальной группе?

А. Социальная группа - это объединение людей, имеющих общие признаки.

Б. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.

5.Через 5 лет после окончания ПТУ работник Н. повысил свою квалификацию и стал бригадиром. Это пример:

1) социальной стратификации 3) социальной роли

2) социальной мобильности 4) социализации

6. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Получение образования является средством социальной мобильности.

Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

7. Какой статус относят к предписанному статусу?

1) водитель 3) мужчина

2) студент 4) депутат

8. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

9. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством

2) социальным статусом 4) социальными отношениями

10. Моральные нормы, в отличие от правовых,

1) регламентируют поведение людей

3) обеспечиваются исключительно силой общественного мнения

4) осваиваются в процессе социализации

11. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

12.Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите в порядке возрастания.

1) бойкот 4) выговор

2) аплодисменты 5) комплименты

3) насмешка 6) улыбка

13. Одобрение окружающими поступка человека может быть выражено в формальных и неформальных санкциях. К числу неформальных относится

1) вручение грамоты 3) премирование

2) лестный отзыв товарища 4) вручение памятного подарка

14. Принадлежность к семье Н. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?

1) экономическая 3) эмоционально - психологическая

2) социального контроля 4) социально - статусная

15. Верны ли следующие суждения об этнических общностях?

А. Этнические общности являются важными элементами социальной структуры общества.

Б. Племена - это наиболее многочисленные этносы, отличающиеся общностью самосознания, определенным этническим характером и психологическим складом.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

16. Молодежь как социальную группу отличает

1) общность быта 3) общность социального происхождения

2) социально - психологические особенности 4) единство политических взглядов

17. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Семья, клуб собаководов, бригада маляров - все эти объединения обозначают общим понятием «социальная …»

Ответ:_______________________________

18. Установите соответствие:

Социальные группы: Критерии:

А) мужчины 1) демографический

Б) племена 2) этнический

В) народности

19. Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите цифры в порядке возрастания.

1) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на 5 - м этаже в трехкомнатную квартиру на 9 этаже в том же доме.

2) Рядовой инженер назначен руководителем проекта.

3) Офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии.

4) Мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей.

5) Гражданка вступила в повторный брак.

6) Секретарша согласилась выполнять дополнительные обязанности.

Ответ:________________________________

20. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:______________________________________

21. Установите соответствия:

События: Вид социальной мобильности

А) ученый - историк начал преподавать в ВУЗе. 1) вертикальная

Б) старший преподаватель получил должность 2) горизонтальная

В) офицер получил внеочередное звание.

Г) девушка - католичка накануне бракосочетания

перешла в протестантскую веру.

22. Прочитайте текс, каждое из положений которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

(1) В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

23. Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, - это

1) этнос 2) община 3) государство 4) класс

24. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

1) государство предоставляет человеку возможность самостоятельно определять национальную политику

2) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими

3) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств

4) государство вводит налог для тех, кто не исповедует религию большинства.

25. Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Тест по теме: «Социальные отношения»

2 вариант

1. К социальным группам, выделяемым по этническому принципу, относятся

    Нации 3) общественные движения

    Классы 4) сословия

2. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

3. Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека - это

2) статус 4) роль

4. Социальные нормы

1) играют роль регулятора поведения людей

2) гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести

3) всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах

4) всегда являются «неписанными» нормами поведения

5. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию

1) воспитательную 3) эмоционально - психологическую

2) репродуктивную 4) социально - статусную

6. За добросовестный многолетний труд гражданин Н. бал награжден орденом. К числу других формально позитивных норм относится

1) вручение грамоты 3) аплодисменты

2) комплименты 4) слава

7. Укажите проявления национальной политики в демократическом обществе .

1) Деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена

2) Ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке.

3)Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

4) Указание и определение гражданином своей национальности обязательно.

8. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

1)социальную мобильность 3) социальное неравенство

2) социальную стратификацию 4) социальную адаптацию

9. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер.

Б. формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

10. Маргиналами называют

1) социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

2) опустившиеся на социальное "дно" выходцы из разных классов

3) представители малооплачиваемых слоев населения

4) разорившиеся предприниматели.

11.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, требованиях морали.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

Установите соответствие между понятиями и определениями:

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) Социальная мобильность А) Социальные функции, выполняемые человеком в

соответствии с его социальным статусом.

2) Социальная дифференциация Б) Перемещения из одной социальной группы в

3) Социальная роль В) Установленное в обществе правило (образец)

поведения.

4) Социальная норма Г) Разделение общества на группы, занимающие

разное социальное положение.

11 . Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Характеризую положение человека в обществе, которое определяется его возрастом, полом, происхождением, семейным положением, профессией, мы говорим о его …»

Социально -культурные 2) социально -политические 3) организационно-экономические 4) социально - ...

  • Документ

    Тест по теме « общество» 10 класс 1 Общество это... «Деградация, возврат к уже отжившим социальным институтам и отношениям это…. 20 Типы общества: ... элементами являются-----------общественной жизни и социальные институты.Выделяют 4 сферы которые...

  • Вариант № 3076566

    Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


    Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

    Версия для печати и копирования в MS Word

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Ответ:

    Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

    Политическая партия , политическая система , политическая норма , государство , политическая идеология .

    Ответ:

    Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

    1) биологические

    2) физиологические

    3) социальные

    4) органические

    5) естественные

    6) эстетические

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    Ответ:

    Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

    2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

    3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

    4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

    5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

    Ответ:

    Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    A Б В Г Д

    Ответ:

    Телеканал транс­ли­ро­вал телесериал о буд­нях городской больницы. Что поз­во­ля­ет отнести этот се­ри­ал к про­из­ве­де­ни­ям массовой культуры? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми указаны вы­бран­ные элементы ответа.

    1) СМИ пред­ста­ви­ли телесериал как удач­ный коммерческий проект.

    3) Одной из глав­ных целей со­зда­те­лей телесериала было соб­ствен­ное самовыражение.

    4) Телесериал рас­счи­тан на усреднённый по­тре­би­тель­ский вкус.

    5) Телесериал ин­те­ре­сен кругу знатоков.

    6) Понимание те­ле­се­ри­а­ла не тре­бу­ет специальной подготовки.

    Ответ:

    Выберите вер­ные суж­де­ния о роли го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) Одной из функ­ций го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка яв­ля­ет­ся борь­ба с мо­но­по­ли­за­ци­ей экономики.

    2) Государство в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке при­зва­но под­дер­жи­вать не­за­щи­щен­ные слои населения.

    3) Важнейшей функ­ци­ей го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся со­зда­ние об­ще­ствен­ных благ.

    4) Государство в усло­ви­ях рынка ре­гу­ли­ру­ет цены на то­ва­ры пер­вой необходимости.

    5) Процесс при­ва­ти­за­ции озна­ча­ет пе­ре­да­чу част­ной соб­ствен­но­сти в руки государства.

    Ответ:

    Установите соответствие между характеристиками безработицы и её основными видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

    А) возникает в результате экономического спада

    Б) связана с затратами времени на поиск новой работы

    В) возникает в связи с уменьшением валового национального продукта и высвобождением части рабочей силы

    Г) возникает в связи с изменением спроса на труд в отдельных отраслях или территориях

    Д) связана с масштабной перестройкой экономики, изменениями в спросе на потребительские товары и в технологии производства

    1) структурная

    2) фрикционная

    3) циклическая

    А Б В Г Д

    Ответ:

    Пётр Фёдорович вкладывает свои сбережения в приобретение различных ценных бумаг. Найдите в приведённом ниже списке ценные бумаги, которые он может приобрести в соответствии с Гражданским кодексом РФ‚ и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда

    2) договор о страховании имущества

    3) банкноты

    5) облигации

    Ответ:

    Ответ:

    Выберите вер­ные суж­де­ния о типах со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) Классовый тип стра­ти­фи­ка­ции ха­рак­те­рен для ран­них пе­ри­о­дов раз­ви­тия общества.

    2) В ис­то­рии че­ло­ве­че­ства су­ще­ство­ва­ли раз­ные типы со­ци­аль­ной стратификации.

    3) Сословная стра­ти­фи­ка­ция гос­под­ство­ва­ла в пе­ри­од Средневековья.

    4) В усло­ви­ях ка­сто­во­го строя со­ци­аль­ная мо­биль­ность отсутствует.

    5) Одним из про­яв­ле­ний клас­со­вой стра­ти­фи­ка­ции в со­вре­мен­ном об­ще­стве слу­жит юри­ди­че­ское за­креп­ле­ние прав и обя­зан­но­стей за от­дель­ны­ми со­ци­аль­ны­ми группами.

    Ответ:

    В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z , имеющих детей - школьников разного возраста, им задавали вопросы: «Чем Вы чаще всего занимаетесь вместе с вашим ребёнком в будние дни?» (можно было выбрать несколько ответов).

    Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

    Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Равные доли опрошенных каждой группы в будние дни с ребёнком чаще всего занимаются псдготовкой уроков, проверкой выполнения домашнего задания.

    2) Среди родителей обучающихся в средних классах занятия спортом, спортивные игры как совместное занятие с ребёнком в будние дни более популярны, чем домашний просмотр телепередач, фильмов.

    3) Половина родителей обучающихся в старших классах отметили, что в будние дни чаще всего просто общаются, разговаривают со своими детьми.

    4) Доля тех, кто в будние дни со своим ребёнком чаще всего совершает прогулки, играет на свежем воздухе, среди родителей обучающихся в средних классах больше, чем среди родителей обучающихся в старших классах.

    5) Среди родителей обучающихся в старших классах домашние дела как совместное занятие с ребёнком в будние дни более популярны, чем занятия спортом, спортивные игры.

    Ответ:

    Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Политической властью называют способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, общества в целом, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

    2) Легальность власти проявляется в её неофициальном одобрении обществом в силу её притягательных черт.

    3) Возникновение политической власти обусловлено потребностью в регуляции общественных отношений, авторитетном разрешении социальных конфликтов.

    4) Политическая власть - это и инструмент господства, и эффективное средство интеграции общества и поддержания общественного порядка.

    5) Харизматический тип легитимности власти основан на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии c этой традицией.

    Ответ:

    Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

    A Б В Г Д

    Ответ:

    Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих определённой политической самостоятельностью. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) федеративное государство

    2) демократическое государство

    3) монархия

    6) унитарное государство

    Ответ:

    Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) государственное финансирование политических партий

    2) поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности

    3) социальное государство

    4) федеративное устройство, основанное на государственной целостности

    5) единая государственная идеология

    Ответ:

    Найдите в списке юридические основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) В связи с падением спроса на продукцию предприятие было вынуждено сократить численность сотрудников на 15%.

    2) В результате несчастного случая мастер-часовщик фирмы по производству часов частично потерял зрение, и, руководство фирмы расторгло с ним трудовой договор.

    3) Работодатель узнал, что работник разгласил сведения, составляющие коммерческую тайну, которыми он располагал

    в силу должностных обязательств.

    4) Проведённая аттестация сотрудников академического института показала, что уровень квалификации ряда научных сотрудников не соответствует требованиям квалификационной характеристики.

    5) Женщина ушла в декретный отпуск, и, основываясь на том, что она не сможет длительное время исполнять свои

    функциональные обязанности на фирме, руководство приняло решение об ее увольнении.

    Ответ:

    Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

    А Б В Г Д

    Ответ:

    Системный администратор фирмы «Арктика» регулярно опаздывает на работу, ссылаясь на пробки на дорогах. Выберите из перечня понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данного правонарушения.

    1) трудовое право

    2) административный проступок

    4) дисциплинарная ответственность

    5) выговор

    Ответ:

    Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

    «Президентская рес­пуб­ли­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­еди­не­ни­ем в руках пре­зи­ден­та пол­но­мо­чий главы______(А) и главы ис­пол­ни­тель­ной власти. Долж­ность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Пре­зи­ден­та стра­ны из­би­ра­ют вне­пар­ла­мент­ским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или кол­ле­ги­ей вы­бор­щи­ков (как, скажем, в США). Это обес­пе­чи­ва­ет не­за­ви­си­мость источника________(В) пре­зи­ден­та от парламента. Пре­зи­дент по­лу­ча­ет также право_______(Г) в от­но­ше­нии пар­ла­мент­ских решений: он может вер­нуть на по­втор­ное рас­смот­ре­ние в выс­ший за­ко­но­да­тель­ный орган любой______(Д). Но если пар­ла­мент вторично, ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным боль­шин­ством го­ло­сов - 2/3 в обеих па­ла­тах - про­го­ло­су­ет за него, то про­ект ста­но­вит­ся законом, обретает_________(Е), не­взи­рая на мне­ние президента. Не впра­ве пре­зи­дент и рас­пу­стить парламент».

    Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

    Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

    Список терминов:

    В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

    A Б В Г Д Е

    Ответ:

    В чём отличие воспитательного потенциала от воспитательной функции? В чём важнейшее условие благополучия семьи? Считают ли авторы воспитательную функцию свойственной только современной семье? Приведите доказательство.



    Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

    На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

    Под "воспитательным потенциалом семьи" понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от "воспитательной функции" понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

    В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

    Если обобщить высказывания родителей, полученные при ответе на вопрос: "На ваш взгляд, воспитание детей в семье - это, прежде всего...", то основная цель воспитания определяется как формирование ответственности, трудолюбия, порядочности, стремления к здоровому образу жизни, толерантность в отношениях с людьми. В то же время огорчает невысокая значимость такой характеристики, как "обучение премудростям семейной жизни".

    Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

    Решения заданий части С не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Назовите функции семьи и проиллюстрируйте каждую из них примером.


    Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

    На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

    Под "воспитательным потенциалом семьи" понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от "воспитательной функции" понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

    В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

    Если обобщить высказывания родителей, полученные при ответе на вопрос: "На ваш взгляд, воспитание детей в семье - это, прежде всего...", то основная цель воспитания определяется как формирование ответственности, трудолюбия, порядочности, стремления к здоровому образу жизни, толерантность в отношениях с людьми. В то же время огорчает невысокая значимость такой характеристики, как "обучение премудростям семейной жизни".

    Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

    Под "воспитательным потенциалом семьи" понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от "воспитательной функции" понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

    В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

    Если обобщить высказывания родителей, полученные при ответе на вопрос: "На ваш взгляд, воспитание детей в семье - это, прежде всего...", то основная цель воспитания определяется как формирование ответственности, трудолюбия, порядочности, стремления к здоровому образу жизни, толерантность в отношениях с людьми. В то же время огорчает невысокая значимость такой характеристики, как "обучение премудростям семейной жизни".

    Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

    Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

    Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

    C9.1 Философия. «У "человечества" нет ни­ка­кой цели, ни­ка­кой идеи, ни­ка­ко­го плана, так же как нет цели у вида ба­бо­чек или орхидей. "Человечество" - пу­стое слово». (О. Шпенглер)

    C9.2 Экономика. «Я твёрдо верю в одну про­стую вещь: самый надёжный спо­соб вы­де­лить свою ком­па­нию среди конкурентов, ото­рвать­ся от толпы пре­сле­до­ва­те­лей - это хо­ро­шо ор­га­ни­зо­вать ра­бо­ту с информацией». (Б. Гейтс)

    C9.3 Социология, со­ци­аль­ная психология «Стратификация дей­стви­тель­но есте­ствен­ное со­ци­аль­ное рас­сло­е­ние общества». (П. С. Гуревич)

    C9.4 Политология. «Для го­су­дар­ства имеют зна­че­ние все сто­ро­ны вла­сти и все со­став­ные эле­мен­ты её». (Б.А. Кистяковский)

    C9.5 Правоведение. «Все люди мира имеют оди­на­ко­вые права на поль­зо­ва­ние есте­ствен­ны­ми бла­га­ми мира и оди­на­ко­вые права на уважение». (Л. Н. Толстой)

    Решения заданий части С не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Социальные отношения

    Ответы на тренировочные задания

    Часть 1 (А)

    Тип
    задания


    варианта
    задания

    Часть 2 (В)

    № варианта

    сословия

    этноса (народа)

    горизонтальная

    социальная общность

    стратификация

    реабилитация

    Часть 3 (С)

    Тип
    задания


    варианта
    задания

    В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны

    Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.

    Социальное государство - государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности

    Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.

    В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.

    В качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень

    Социальная группа - устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

    Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специали-зацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру - малыми и большими, а также формальными и неформальными. И др.

    Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему цен-ностей и норм.

    Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятсяаудитория, фан-группа, толпа и др.

    В качестве факторов, влияющих на социальную мобильность, могут быть указаны: изменение условий жизни; получение человеком новой профессии; изменение вида деятельности; получение образования и др.

    Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии)

    Связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.

    В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.

    В качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста,), пол (мужчины, жен-щины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности че-ловека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особеннос-тей людей (три основные группы: не-гроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение соци-альных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.)

    Могут быть сделаны следующие выводы:

    1) о социальных отношениях общества того времени: существовали разные социальные группы (тиуны, смерды, холопы); имело место неравенство (различалось положение разных социальных групп);

    2) о способах регулирования социальных отношений: действовали правовые нормы (законы), которые отражали существующее в обществе неравенство, защищали власть

    Могут быть указаны следующие функции семьи: социализация детей; хозяйственно-экономическая; досуговая; социально-статусная.

    В качестве социальных институтов, выполняющих данные функции, могут быть названы: образовательные учреждения, осуществляющая функцию социализации; институт материального производства, обеспечивающий хозяйственно-экономическую функцию; учреждения культуры, реализующие досуговую функцию; предприятия, учреждения, организации (в которых работает индивид), обеспечивающие формирование социального статуса личности

    Данная ситуация иллюстрирует вертикальную восходящую мобильность. Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе, являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокий статус. В социологии данные факторы называются каналами («лифтами») социальной мобильности

    1) Молодёжь как социологическое понятие

    2) Особенности социального положения молодёжи

    а) переходность положения

    б) высокий уровень мобильности

    в) освоение новых социальных ролей

    г) перспективы в профессиональном и карьерном плане

    3) Социально-психологические качества молодёжи

    а) неустойчивость психики

    б) внутренняя противоречивость

    в) низкий уровень толерантности

    г) стремление отличаться от остальных

    д) специфическая молодёжная субкультура

    4) Типы самодеятельности молодёжи

    5) Неформальные молодёжные группы

    Один и вариантов плана раскрытия данной темы:

    Понятие социального контроля

    а) в широком смысле слова

    б) в узком смысле слова

    2) Элементы социального контроля

    б) санкции

    3) Формы социального контроля

    а) внутренний

    б) внешний

    4) Методы социального контроля

    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    1) Понятие свободы, её сущность

    2) Социальные условия реализации свободы личностью

    а) уровень развития общества

    б) социальные нормы

    в) место человека в обществе

    г) формы общественной деятельности

    д) социализация

    3) Понятие ответственности

    4) Виды ответственности

    а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.

    б) индивидуальная, групповая, коллективная

    5) Социальная ответственность

    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана

    Данное задание предполагает написание мини-сочинения - эссе по поводу поднятой в приведённом высказывании проблемы.

    Эссе (фр. essai - опыт, проба, попытка, набросок, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь .

    Эссе по обществознанию должно:

    Раскрывать смысл высказывания (афоризма);

    Соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

    Включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

    Содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры , связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой, (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

    Характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой:

    Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться с этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

     Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность.

    Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

    Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

    Тезис - то, что тре-буется доказать

    Аргументы - факты, примеры, доводы, суждения

    Выводы - в силу каких доказательств тезис верен

    Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

     В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

    Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

    К достоинствам эссе можно отнести:

    Включение имён его предшественников, последователей или научных противников;

    Описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению;

    социальных отношений ... успешно справлялись с 50% заданий на догадливость. Испытуемые, правильно ответившие на первый вопрос, производили впечатление...

  • Социальная компетентность учащихся и её диагностика психофизиологические методики (методики используемые в практике работы с младшими школьниками)

    Пояснительная записка

    ... социальных ... ответа можно приступить непосредствено к испытанию. Оно включает четыре задания . Первое задание ознакомительно-тренировочное ... отношение к природе Отношение ... ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием ...