Сколько есть профессий разных. Инженер-проектировщик вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации. Что делать, если нет идей

Какова "профессия" злаков в экосистеме? В нашей статье мы попытаемся рассмотреть этот вопрос с точки зрения особенностей строения и физиологии представителей класса Однодольные.

Злаки: растения травянистого покрова планеты

Рожь, ячмень, пшеница, кукуруза... Пожалуй, этот список можно продолжать бесконечно долго. Ведь злаковые растения насчитывают около 10 тысяч видов. Они являются растительной основой экосистем степей и лугов, а также встречаются в саваннах и пампасах. От всех других представителей класса Однодольные их отличает особое хозяйственное значение и широкий ареал распространения. Какие особенности строения позволили им достичь такой важности?

Особенности строения злаковых растений

Семейство злаковые, или мятликовые, как и все Однодольные, имеют одну семядолю в зародыше, простые линейные листья без черешка. В их стеблях отсутствует боковая - камбий. Поэтому большинство злаковых представлено травянистыми формами. Отличительной чертой данных растений является полый стебель цилиндрической формы, который называется соломина. Злаки в экосистеме тропиков иногда достигают до 50 см в высоту. А вообще является гигантом, вырастая до 4-5 м. Цветки всех злаковых мелкие и невзрачные. Их околоцветник редуцирован и представлен полупрозрачными пленками. Опыляются злаковые при помощи ветра. Мелкие цветки всегда собраны в соцветия, такие как сложный колос, початок, султан, метелка, кисть. В результате их цветения образуется сухой нераскрывающийся плод зерновка.

Какова "профессия" злаков в экосистеме?

Трудно представить себе поляну на лугу, степные просторы или прибрежную речную зону без злаковых растений. Да и большинство злостных сорняков также являются представителем данного семейства. Какова "профессия" злаков в экосистеме данных биогеоценозов? Прежде всего они являются поставщиком дополнительного количества воды для всех растений. Это возможно благодаря особенностям строения их корневой системы. Злаки всегда растут большими группами. Их многочисленные тонкие корни плотно переплетаются, покрывая землю и тем самым вытесняя другие растения. При этом в поверхностном слое образуется особый слой - дерн. Он помогает удерживать дополнительное количество влаги с питательными веществами, которыми обеспечивает все растения.

Когда корни злаковых отмирают, они становятся основой почв, отличающихся высоким плодородием, поскольку богаты большим количеством органических остатков. Плоды и побеги этих растений используют в пищу различные виды животных природных и искусственных экосистем. Все злаковые растения являются продуцентами. Это значит, что в пищевых цепях они являются производителями органических веществ и кислорода, которые образуются в процессе фотосинтеза.

Важнейшие злаковые растения

Какова "профессия" злаков в экосистеме, которая является природной, мы уже разобрались. Но нельзя не сказать, что человек издавна использует эти растения в своих целях. Особое значение среди них имеют К ним относится пшеница, рожь, ячмень, овес. Важными пищевыми культурами являются рис, кукуруза, сорго. Много среди злаковых и сорных растений. Это пырей, острец, костер, ежовник, овсюг. Лисохвост и тимофеевка выращивается как кормовая трава. Одним из самых удивительных злаковых является бамбук, соломины которого растут в высоту более метра в сутки. А тростник является источником более 50% сахара на планете.

Как вы убедились, злаки играют важную роль в естественных и искусственных экосистемах, являясь основой для почв, источником питания и влаги, а также ценными пищевыми культурами.

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

  • Престиж, мода

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно . Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, ) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста , испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со и выберите себе занятие по вкусу. А курс поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Цель: активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о понятии профессия, актуализировать процесс профессионального самоопределения;
  • повысить информированность о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях региона.

«Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».

К.Д. Ушинский

ХОД УРОКА

1. Вступление

Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир профессий. Как вы думаете, сколько существует в мире разных профессий. В 17 веке на Руси было всего 200 разных профессий.

Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 50 тысяч различных профессий и специальностей и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. И конечно совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.

Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив, творческая мысль людей не дает ему «окаменеть». Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. Изменяются так, что человек практически несколько раз как бы меняет профессию. Вот здесь каждый должен быть сам разведчиком.

Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий. (Приложение 1 )
Ведущий: Говорят, что в мире существует около 50 тыс. Профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек-техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек-знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. П. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах..

Пятый тип: человек-художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

3. Профориентационная игра “Самая – самая”

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую профессию ученик получает кружок. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

  • самая зелёная профессия (садовник, лесник )
  • самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар )
  • самая волосатая (парикмахер )
  • самая детская (воспитатель, помощник воспитателя )
  • самая смешная (клоун )
  • самая общительная (учитель, журналист )
  • самая серьёзная (атомщик )
  • самая умная (учёный, профессор )
  • самая белая (врач )
  • самая зубастая (стоматолог )

4. Профориентационная игра «Цепочка профессий»

Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы "зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

Инструкция: Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине – с автотранспортом, а в конце – с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург–повар – мясник – слесарь (тоже– рубит, но металл) – автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") – артист драмтеатра – артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...
Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование, и выбор будет по-настоящему осознанный.

5. Когда человек выбирает профессию , он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор – ваше желание и стремление взять ответственность на себя.

Если вы согласны с утверждением – обведите ответ «да», если нет – ответ «нет». В конце теста подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов.

  1. Профессия выбирается раз и навсегда (да / нет).
  2. Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да / нет).
  3. Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да / нет).
  4. Профессия предназначена человеку от рождения (да /нет).
  5. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит (да / нет).
  6. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей (да / нет).
  7. Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да /нет).
  8. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз (да / нет).
  9. Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да / нет).

На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.

Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились

0-2 – вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, почти равен компетентности специалистов.
3-5 – вам не хватает информации и уверенности в том, выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Подумайте, куда и можете обратиться за помощью – в специальные службы (по ориентации и службы занятости), к школьному психологу?
6 и более – вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

6. Слово психолога

Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно… Значит ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило принести пользу людям, обществу?

По результатам проведённого опроса выпускников прошлого года выяснилось, что профессиями 21 века считаются: компьютерщика – 50%; бизнесмена – 25%; банкира – 12%; социолога – 12%; гувернантки – 10%; эколога – 5%; хакера – 21%. Профессии можно охарактеризовать как:

  • устаревшие – колхозник, служанка, модистка, извозчик, трубочист, кузнец, печник;
  • массовые или сквозные – слесарь, сварщик, бухгалтер, инженер;
  • редкие – океанолог, востоковед;
  • свободные – артист, художник, писатель. У таких людей нет чёткого рабочего графика. Эти специалисты работают по вдохновению, живут на гонорары;
  • доходные (с высокой зарплатой ) – банкир, экономист, дизайнер, фотомодель;
  • востребованные (в данное время и на ближайшее будущее, пользуются спросом ) – торговый представитель, менеджер по продажам, программист, маркетолог, специалист по рекламе, системный администратор, аудитор, артдиректор;
  • новые – аудитор, радиолог, геронтолог.

Прочитайте в словаре профессий, что они обозначают.

Словарь новых профессий (Приложение 1 )

Аудитор. Человек, который контролирует не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т.д. Правильность ведения финансово-учётной и отчётной документации контролируется общественным аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.

Геронтолог. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. В настоящее время несколько иная ситуация сложилась в России, но она в скором времени должна улучшиться. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые могут рассчитывать только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебницы и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какое-то время – это реальный выход во многих случаях. И поэтому профессия сестры-геронтолога всё больше получает призвание в обществе.

Радиолог. Эта профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путём специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологического оборудования, рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и др. Эти средства становятся всё более совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объём информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации. На основании его заключения устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.

7. Групповая экспертная оценка с элементами игры “Кто есть кто?”

Человеку хочется узнать мнение о себе окружающих людей. Что о нём думают другие люди? Какими они воспринимают его, в том числе и в профессиональной сфере.

Сейчас у вас есть возможность узнать, какими видят ваше профессиональное будущее члены группы. Мы проведём опрос внутри группы. Каждый присутствующий имеет определённое мнение по поводу ваших способностей и той профессии, которая вам больше всего подходит. Для этого мы будем использовать опросный лист. Напишите вверху листа свою фамилию, имя, ниже: “Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?

После заполнения листов они возвращаются тому, чья фамилия написана вверху листа. Далее предлагается определить, какие призвания пришлись по душе, а какие совсем не понравились. Для этого в бланке опроса отметить знаком «+» первые и знаком «–» вторые. А теперь поблагодарите тех, кто хорошо понял ваше призвание, и скажите, с чьим мнением не согласны.

Заключительное слово

Сегодня вы познакомились со многими профессиями, постарались узнать о том, к какой из них каждый из вас склонен. Вам стоит задуматься, нравится ли та группа профессий, к которой у вас определились склонности. Пусть каждый оценит себя и свои возможности. Всем желаю не ошибиться в выборе профессии. А как получить желаемую профессию?

  • поставить перед собой цель и стремиться её достичь;
  • необходимо получить хорошие знания;
  • поступить и успешно окончить техникум, институт;
  • предварительно попробовать себя в избранной профессии;
  • нужно любить эту профессию.

И в заключение – русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”. Давайте вспомним слова Томаса Карлейля: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.

Обратная связь

  • Я узнал, что моя будущая профессия…
  • Я думаю, что после сегодняшнего разговора…

Я надеюсь, что в будущем…


По подсчетам специалистов, в мире сейчас насчитывается 50 тысяч профессий. Каждая из них уже не поток, а ручеек, струя в потоке. Но именно она является пристанищем, конечной целью выбора. Правда, профессиональная карьера связана
со сменой занятий. Но с каждым разом затухает диапазон колебаний, человек все дольше и теснее связан с данной профессией. Без этого не преуспеть, не добиться повышения квалификации, компетентности. Вот почему очень важно представлять себе, как с годами меняется отношение не только к потоку в целом, но и к отдельной профессии.
В основе отношения к миру профессий в 17 лет лежит заимствованный опыт - от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Молодые люди часто даже незаметно для себя впитывают его, руководствуются им, оценивая различные ва рианты жизненных путей, примеривая себя к будущей профессии. Опыт этот обычно абстрактен, ибо он не пережит, не выстрадан. Сознательное или подсознательное ощущение того, что это чужой опыт, рождает у молодых людей, естественно стремящихся к самостоятельности и самоутверждению, определенные комплексы. Они, в свою очередь, выражаются в максимализме, чрезмерной категоричности суждений. Такое черно-белое восприятие наглядно проявилось в оценках профессии при реализации «проекта 17-17», когда обнаружился растущий разрыв в отношении к профессиям физического и умственного труда в результате приближения мнений сельской молодежи к весьма контрастным городским оценкам.
После окончания школы начинается новый этап в жизни молодежи. Юноши и девушки сталкиваются с реальными социальными институтами нашего общества - предприятиями, учреждениями, учебными заведениями. Начинается период интенсивного социального созревания, пересмотра стереотипов, проверка и замена заимствованных представлений собственным опытом.
Связано ли социальное созревание с изменением отношения к различным профессиональным занятиям? А если да, то как же в этот период, с 17 до 25 лет, менялся престиж профессий?
Для того чтобы достаточно корректно судить об этом, нужно иметь «стартовую» информацию, то есть данные о том, как оценивали различные занятия молодые люди в 17 лет и как они оценивают их теперь. Из нашего архива мы достали пожелтевшие уже «Анкеты выпускника» тех, кто заполнил и прислал нам теперь новую анкету «Начало пути». И вот перед нами выстроились ряды цифр, которые показывают, как с годами меняли они свое отношение к десяткам профессий физического и умственного труда.

Возьмем для примера два ряда: как оценивали в 1974 году профессии те, кто окончил школу восемь лет назад.
Если расположить оценки профессий по «Анкете вы пус- кника» от самых престижных к самым непрестижным, то восемь лет назад кривая, которая очерчивала их, характеризовалась очень высокой оценкой одних занятий и очень низкой оценкой других. Теперь же, спустя восемь лет, эта кривая определенно стремилась выпрямиться, преодолеть крайности. То есть оценки наиболее престижных профессий, связанных в первую очередь с научной работой (в области математики, физики, химии), снизились, а оценки самых непрестижных профессий (официант, повар, продавец) возросли. Разумеется, разрыв между этими полярными группами профессий все еще велик, но он определенно сократился, наглядно иллюстрируя преодоление максимализма юношеских суждений, переход от черно-белого к цветному видению мира.
Этот процесс не без сюрпризов. На первое место вместо уче- ного-физика выдвинулся научный работник в области медицины. На второе место вышел писатель, восемь лет назад занимавший восьмое мес то. Повысили свой ранг ученый - историк, журналист, преподаватель, медсестра. Однако остался низким престиж таких массовых профессий, как сварщик, почтальон, доярка, бухгалтер.
Здесь нет возможности приводить подробные цифровые выкладки. Важнее, видимо, обратить внимание на то, что не только среди 17-летних, которые сигнализируют о динамике своего престижа растущим конкурсом на гуманитарных факультетах, но и у молодежи, от 17 до 25 лет за последние годы растет популярность занятий в области медицины, гуманитарных наук, образования. Таковы те коррекции, которые вносят молодые лю ди в оценку профессий на основе собственного опыта, полуинтуитивно схватывая новые тенденции, которые еще только начинают осмысливать философы и социологи.
Об этих процессах в создании молодежи важно знать прежде всего для того, чтобы судить о степени разрыва между мечтой и действительностью, между потребностями общества в кадрах и профессиональными склонностями молодежи. С этих позиций изучение престижа профессий - необходимый элемент эффективного планирования подготовки и распределения кадров для народного хозяйства.

Однако здесь есть не только утилитарный, экономический резон. Оценки престижа профессий имеют глубокий социально-психологический смысл. Завороженный мнением других, человек устремляет ся на ту ступеньку престижной лестницы, которая не соответствует его подлинным задаткам. И не срывается, а достигает ее, удерживается на поверхности, подавляя чувство собственной несостоятельности. Стараясь отделаться от этого чувства, он цепляется за эту ступеньку, любыми способами карабкается вверх, ибо необходимость спуститься его пугает.
Комплекс неполноценности, внутренний дискомфорт, когда человек считает себя «несостоявшимся», вынуждают его нарушать свои профессиональные обязанности. Заметим, что хамство (а хамство - это не только неуважение того или иного работника к вам, но и неуважение его к собственной профессиональной роли), брак в продукции, пьянство, антиобщественное поведение - явления, наиболее частые именно в зонах «престижного вакуума».
Человек должен себя уважать. И если он не может этого добиться через свое занятие, то формой компенсации становится культ вещей, потребительство. Общество вынуждено доплачивать сегодня не только за содержание труда, его сложность, тяжесть, но и за непрестижность ряда профессий. Хотя все здесь, разумеется, взаимосвязано и повышение оплаты может сказаться и на повышении престижа, однако компенсация за непрестижность определенным образом сказывается на сознании определенных категорий работников. И было бы заблуждением не видеть то, что в зоне «престижного вакуума» человек уважает себя больше как «передовика потребления», стремящегося повысить самоуважение за счет приобретательства. Для общества это может стать своеобразной контртенденцией подлинному стремлению самореализо- вать себя в труде.
Вопрос о престиже профессий тесно связан с проблемой отцов и детей. И выглядит он далеко не просто. Производство меняется быстрее, чем представления о различных ролях на производстве, особенно у людей пожилых, обладающих низким образованием. Их здравый смысл, их жизненный опыт уже в следующем поколении могут оказаться предрассудками. Отцы как профориентаторы, в том числе отцы из рабочих семей, оказываются порой не на высоте положения. Свидетель

ство тому - низкий процент юношей и девушек, выросших в рабочих семьях и желающих избрать профессии отцов. «Не прекратишь шалопайничать - будешь, как я, рабочий» - такие окрики, о которых писала наша печать, к сожалению, не являются редкостью.
Чем быстрее обесценивается «наследственная» информация, чем меньше роль семьи, тем выше ответственность общества, прессы, кино, телевидения за профориентацию молодежи. Мы еще мало пишем о профессиях, о том, какую роль избрать в жизни, какую судьбу, чтобы было по силам и по душе.
Чем быстрее развивается общество, тем быстрее меняется субъективное отношение миллионов людей к различным профессиям, различным вариантам жизненных путей. Знать популярность различных профессий у тех, кто вступает в жизнь, видеть тенденции и закономерности, которым подчинен престиж профессий, - необходимая предпосылка эффективного социального управления.