Профессиональное самоопределение. Типы и уровни профессионального самоопределения. Основные методы профориентации. Профориентация и профессиональное самоопределение. Факторы профессионального самоопределения личности

Не знаю, как у вас, но у меня при слове «профориентация» начинает дёргаться левый глаз. Профориентация стала ещё одной «пугалкой» в и без того суровом родительском мире.

Ребёнок, неважно, маленький или уже подросток - отличная «болевая точка» у сознательного родителя, на которую приучились давить бизнесмены разного калибра.

Чем старше становится ваше дитя, чем ближе к окончанию школы и поступлению в вуз или техникум, тем настойчивее вам предлагают присмотреться к разнообразным платным сервисам, обещающим вашему ребёнку «быстрый и безболезненный» выбор будущей профессии. От вас потребуется заплатить от 2,5 до 35 тысяч, и ваш ребёнок тут же поймёт, «кем ему быть и куда поступать».

Индивидуальный подбор профессии по вашей заявке

Если верить рекламам многочисленных курсов выбора профессии, вся профориентация происходит примерно так: на курсы приходит подросток и его родители, которые за 2 недели или 2 месяца до окончания школы спохватились и решили выяснить, что им подходит и куда пойти поступать.

Руководитель профориентационных курсов, радостно потирая руки и забирая немалую денежку, пугает родителей тяжёлым выбором и неумолимыми переменами в мире будущих профессий. Затем предлагает пройти различные тесты и/или познакомиться с какими-то профессиями путём проб, после чего ребёнок выберет свою профессию. (При этом в большинстве случаев курсы не имеют как таковой методики проведения профессиональных проб, а чаще и адекватного понимания, что такое настоящие профпробы и как применять их результаты).

Наш предполагаемый ребёнок проходит все тесты и - результаты удручающие! - он не имеет ярко выраженных талантов.

(Потому что если бы он их имел, то не пришёл бы на курс, а подобных неопределённых вопросов - «чем бы мне заниматься в будущем?» - у него бы не возникало). Ребёнок, который не знает себя, как и его родители, готов уговориться на всё (кораблю, у которого нет цели, любой ветер кажется попутным).

Ну, а в выбор, который сделал ребёнок на этих курсах, родителям поверить несложно, ведь произошёл сакральный акт - они заплатили специалисту. Но с реальной профориентацией это не имеет ничего общего.

Профориентация - это помощь в профессиональном самоопределении. А профессиональное самоопределение - это следствие личностного самоопределения.

Это длительный, сложный, порой тяжело проходящий процесс. Он растянут во времени. Невозможно познать всего себя за 1 день или 1 неделю. Но хуже всего - невозможно принять себя таким за столь короткий срок.

Ключевая задача профориентации - перемещение точки выбора профессии с одномоментного в 9-11 классе на обдуманно-опробованное решение в средних классах. Для этого нужен непрерывный системный подход, начало которого лежит ещё в детском саду.

Долгий путь профориентации

Если мы представим себе среднестатистического человека 27-29 лет с высшим образованием (хотя рабочие профессии и их трудовой путь ничем не хуже), который пошёл после университета работать по своему профилю, растёт как профессионал и доволен своей работой, то, скорее всего, его путь выглядел примерно так.

Это его второе или третье рабочее место. Самой первой была компания, в которую он пришёл уже на третьем курсе. Целенаправленное трудоустройство позволило ему легко пережить сразу два профессиональных кризиса. Во-первых, у него не упала мотивация к учёбе (а это традиционная проблема для третьего курса), так как работа над реальными кейсами в компании дала чёткую установку: получать надо не диплом, а знания, - и учёба в вузе стала осмысленной. Во-вторых, он успешно прошёл следующий профессиональный кризис, наиболее болезненный у «зелёных» выпускников - это когда после учебного заведения они попадают в настоящий коллектив, где далеко не все молодые, где совершенно разные ценности и мотивации, и натыкаются на неприятные неожиданности.

Но самое интересное - что было ещё раньше. Наш молодой человек уже с 8-го класса точно знал, какой вид деятельности ему нравится, к чему у него есть ярко выраженные способности. В 8 и 11-м классе он активно участвовал в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах по этому направлению. Фактически, это были те самые профпробы, которые закрепили в нём желание идти по определённой траектории. Как он её выбрал?

Началось всё ещё в середине младших классов, когда из разгоревшегося любопытства стала развиваться вовлечённость - желание получить дополнительную информацию, узнать больше по теме своего интереса. Это могла быть уже не первая и не третья такая вовлеченность - но с каждым разом она была всё глубже и осмысленнее. Потому что, начиная примерно с 10 лет, закипел процесс личностного самоопределения, понимания своих личных, как сильных, так и слабых качеств, психологических особенностей, мотивации, оценки самого себя, формирования осмысленных притязаний.

Самопознание - неприятный процесс, он сложный и болезненный. Нужно время, чтобы его прожить, пережить, а самое главное - осмысленно работать над своими качествами, которые захотелось исправить.

А ещё раньше, в дошкольном и младшем школьном возрасте, была получена фундаментальная база, которая дала расширенный кругозор и являлась основой для формирования того самого любопытства.

Весь этот длинный процесс личностного самоопределения и последующего профессионального - и есть длинный путь профориентации, который помогают пройти родители, педагоги и психологи.

Это не значит, что все профориентационные курсы нужно закрыть. Хороший профориентационный центр или курс помогает в решении какой-то конкретной задачи из длинного пути профориентации. Например, тех же профпроб или «прокачивания» личных качеств. Но если вам обещают решить все проблемы в короткий срок - помните, ни один курс не может заменить все этапы профориентационного процесса ни за неделю, ни за месяц, ни за год.

Прыжок в уходящий поезд

Я предлагаю заниматься профориентацией не в последний день перед прыжком в поезд, а постоянно, с момента рождения ребёнка. И в формальное слово «профориентация» вкладывать смысл разностороннего развития ребёнка, его полноценного личностного самоопределения, поиск его талантов и способностей так рано, чтобы было время их развить и укрепить.

Что делать, если вы уже стоите перед фактом: ваш ребёнок подходит к старшим классам и совершенно не представляет, чем хочет заниматься?

Классическая профориентация даёт один ответ: молодой человек должен пройти все этапы личностного самоопределения (и иметь время на саморазвитие), после чего вопрос выбора будет решён. В практических работах Резапкиной, Пряжниковой и более академических Родичева, Сергеева можно найти конкретные упражнения, задания, которые необходимо пройти («пережить») подростку. Это продолжительный этап, и чем он дольше длится, тем легче перейти от неприятия самого себя к развитию и личностному росту.

«Ломать», принуждать, уговаривать подростка - это не заменяет процесс самоопределения.

Вообще в ситуации неопределённости лучше отложить выбор, чем делать его в спешке. Альтернативный сценарий - позволить потерять год (полтора? два?) сейчас, в юном возрасте, на поиски самого себя. После чего сделать осмысленный, целенаправленный выбор, который будет вытекать из личности и способностей ребёнка, а не из сложившихся обстоятельств или желаний родителей.

И не надо бояться всех этих разговоров о мире будущего. Если у вашего ребёнка тяга к гончарному мастерству - то и в XXII-м веке будут цениться его работы. А насчёт «иди в программисты, без работы не останешься» - посмотрите на многомиллионную армию «юристов и экономистов», которые массово появились в «нулевых». Несмотря на их количество, до сих пор хороший юрист и экономист - на вес золота, и очередь за такими длинная. А вот просто юрист и экономист - не нужны. Так же не будут нужны «просто» программисты и «просто» архитекторы виртуальных пространств.

Познавайте своего ребёнка с дошкольного возраста, взращивайте его таланты. Этим Вы обеспечите и его счастливую судьбу, и финансовый достаток. Что бы ни случилось с нашим миром в будущем.

Идеальная траектория своевременной профориентации

Ниже представлены этапы, которые должен пройти человек, чтобы выбрать сферу деятельности по душе и успешно в ней развиваться. В реальной жизни все дети проходят эти этапы в разном ритме, с разной скоростью. Это нормально. Важно пройти их все, сохраняя последовательность. И нельзя бороться с психическими и физиологическими потребностями подростка. Профориентация, как личностное самоопределение и развитие, должна помочь их реализовать, а не становиться вопреки.

3,5 года – 5 лет. Возраст формирования трудолюбия, любви к труду руками. Возраст, когда все профессии важны, уважаемы и интересны.

  • Что нужно делать: Знакомить с профессиями (чем занимаются, как отличаются), заложить ритуалы труда (выполнение работ совместно с родителями)
  • Результат: Ребенок с удовольствием изучает мир вокруг себя – узнает много профессий. С серьёзностью выполняет свои регулярные работы (ухаживает за растением, кормит животное, помогает в уборке).

5 – 8 лет. Стадия осмысленных «почемучек», погружение в мир сюжетно-ролевых игр.

  • Что нужно делать: Дать комплексное представление обо всех отраслях и видах трудовой деятельности, через ответы на «почемучные» вопросы: как устроен паровоз? Откуда берётся металл? Как готовят кашу? Кто такие инженеры?
  • Результат: Заложен фундамент для построения взаимосвязанной картины мира, есть представление о том, какие профессии за что отвечают. Трудолюбие стало выраженным качеством у ребёнка.

9 – 10 лет. Формирование последовательного логического мышления.

  • Что нужно делать: Продолжить знакомство с миром профессий через изучение всех отраслей (их не так и много) и взаимосвязи между ними. Показать, что профессии и отрасли не смогут обойтись одна без другой.
  • Результат: Ребёнок отличает труд от работы, понимает, как профессии связаны между собой.

10 – 12 лет. Возраст, в котором уже можно найти явные и скрытые таланты.

  • Что нужно делать: Определить выраженные интересы и способности, слабые и сильные качества. Способствовать формированию любопытства к отдельным профессиям.
  • Результат: Появляется выраженный интерес к какой-то деятельности (или нескольким), осознаются свои черты характера. Приходит понимание, что профессии связаны с личными качествами. Хочешь кем-то стать - развивай соответствующие качества.

12 – 14 лет. Пора «вставать на крыло» и переходить от любопытства к углублённому интересу и практике.

  • Что нужно делать: Предоставить информацию по теме увлечения, помочь с ресурсами для развития личных качеств и навыков. Показать возможности вертикальной и горизонтальной карьеры в разных организациях.
  • Результат: Начинается осознанная работа над собой, практическая деятельность в области своих интересов. Формируется осознанное отношение к учёбе - как к получению знаний и умений для достижения цели.

15 лет. Ответственность за свой выбор.

  • Что нужно делать: Помочь в самостоятельном составлении образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие этапы своей жизни (куда пойду учиться, кем и где начну работать, чтобы стать…).
  • Результат: Ученик принимает осознанное решение о том, какое образование он хочет получить. Формируется представление о дальнейшей жизни после школы. Всё это - на основе адекватного представления о своих личных особенностях и о том, как они соотносятся с требованиями профессии.

16 – 18 лет. Осмысленные знания.

  • Что нужно делать: (тут хочется сказать взрослым: «Не мешать и поддерживать!..»). Ученик должен прикладывать усилия к целенаправленному получению знаний и умений, которые, на его взгляд, необходимы в профессии. Участвовать в практической деятельности.
  • Результат: Человек сосредоточен на развитии качеств, необходимых для будущего труда, имеет опыт практической деятельности.

18 – 20 лет. Осмысленное получение профессионального образования.

  • Что нужно делать: Ориентироваться на практику и представлять, что будет после окончания вуза/техникума.
  • Результат: Сохраняется мотивация к учёбе, к третьему курсу находится оптимальный преподаватель для практики.

20 – 22 года. Ещё больше практической деятельности.

  • Что нужно делать: Думать о трудоустройстве.
  • Результат: Есть чёткое представление о трудоустройстве, найден работодатель.

23+. Адаптация в трудовом процессе.

  • Что нужно: Получать недостающие знания, адаптировать свои знания и умения к практической работе.
  • Результат: Успешно пройден испытательный срок и есть представление о карьерном и профессиональном росте. Перед нами молодой, уверенный в своих качествах специалист, довольный работой.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция»... При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.

Для определения проблем в области самоопределения необходимо провести некую психофизиологическую параллель и от нее к понятию профориентация, а затем профессиональное самоопределение.

В отечественной психологии принята позиция рассмотрения возраста как относительно устойчивого отрезка развития. Область нашего исследования касается переходной стадии от подросткового возраста к юношескому.

Рассматривая основные этапы становления профессионала, Е.А. Климов специально выделяет стадию «оптации» (желание, выбор), примерно соответствующую стадии «подростничества» (по Д.Б.Эльконину), когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Какие особенности характерны для ранней юности?

Личность ребенка 16-17 лет характеризуется обычно иначе, чем личность подростка. Отмечается уравновешенность, оптимизм и уверенность в себе, свойственные юноше. В это время ребенок находится на пороге взрослой жизни и ему приходится решать крайне сложные задачи.

На годы юности выпадает один из наиболее ответственных жизненных выборов - выбор профессионального пути, имеющий кардинальное значение для всей дальнейшей жизни. Причем этот выбор необходимо осуществить еще в период обучения в школе - в 15-17 лет. При этом юноши и девушки должны осознавать, что выбор профессии - это не только предпосылка успешной самореализации в будущей деятельности, но и одно из важнейших средств обеспечения успеха и в других сферах жизни.

Следует отметить, что к этому периоду жизни, личность подходит психологически подготовленной к принятию ответственных жизненных решений, связанных с дальнейшей, жизненной перспективой.

Возраст ранней юности является именно тем периодом жизни, когда ведущей деятельностью у юношей и девушек развивается потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы. Центральным компонентом той социальной ситуации, в которой находятся старшеклассники, является профессиональное самоопределение. Юношеский возраст составляет особый этап в развитии человека как личности. Именно на данном этапе происходит качественная перестройка системы отношений ребенка не только к миру, к окружающим людям, но и к самому себе, и рост самопознания, формирование потребности в самоопределении становятся важными характеристиками этого возраста.

Как известно, самосознание и формирующаяся на его основе «Я-концепция» - это процесс осознания человеком самого себя, своих мотивов, качеств, черт и других проявлений, характеризующих личность, стабильность изменчивость ее структуры во времени .

Старший школьный возраст отличает устремленность в будущее. Идет решение жизненно важных вопросов - кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Потребность обращаться к будущему считается возрастной особенностью юношеского возраста. Сейчас, по некоторым данным, старшеклассники обращены в настоящее не меньше, чем в будущее. Такое изменение ориентации, видимо, является временным явлением и объясняется спецификой современной ситуации в обществе - обострением социальных проблем, снижением жизненного уровня значительной части населения страны, неясностью перспектив экономического развития, разрушением старых идеалов, дававших надежду на светлое будущее.

Период становления личности от 15-17 лет связан с развитием социальной активности и социальной ответственности. В этом возрасте идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к самореализации, что обостряет потребность юношества занять позицию какой - либо социальной группы, определенные гражданские позиции, обуславливая появление нового поворотного узлового рубежа социального движения - «я - общество».

С профессиональным самоопределением непосредственно связано самоопределение личностное. Вопрос: «Кем я буду?» - обычно сливается с вопросом: «Каким я буду?». Описывая свои поиски жизненного пути, старшеклассники часто останавливаются на втором аспекте. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. самоопределение профессиональный учащийся молодежь

Сформированность определенных психологических механизмов еще не означает, что эти механизмы автоматически «сработают» в столь сложной ситуации, какой является профессиональный выбор. Человеку зрелого возраста нелегко решать альтернативные, жизненные проблемы, хотя у него уже есть необходимый жизненный опыт, да и сама жизнь вынуждает принимать ответственные решения. Именно этой суровой жизненной необходимости недостает юношам и девушкам старшего школьного возраста, чтобы несколько абстрактные представления о будущем превратились в действенную жизненную перспективу.

Настоящая профориентация должна включать в себя:

  • - курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив;
  • - работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
  • - индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания.

Методы работы должны чередоваться и взаимодополнять друг друга. Здесь в психолого-педагогической практике накоплен определенный опыт использования текстов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.).

Профориентационная работа должна включать следующие направления:

  • - проинформацию (знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда);
  • - диагностику (в идеале - помощь подростку в самопознании, где важно выявить не только его личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей);
  • - коррекцию личностного развития в плане подготовки в будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителями-предметниками);
  • - оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их определения;
  • - морально-эмоциональную поддержку самоопределяющихся подростков: в сознание старшеклассников важно вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства);
  • - помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.

Профориентационная работа должна строиться как на обязательной, так и на добровольной основе. Например, некоторые формы и методы вообще могут использоваться лишь с согласия школьников. К таким формам и методам отнести сложные психодиагностические методики, индивидуальные профконсультации или профориентационные игры. Надо помочь школьнику относится к профориентации серьезно, а именно - включить некоторые занятия по профориентации в расписание - в этот важнейший документ, регламентирующий действия учеников, педагогов и администрации школы.

Перейдем к изучаемой части профориентация.

Профориентация - планомерный педагогический процесс, осуществляемый на протяжении всех лет обучения и обеспечивающий целенаправленное формирование интересов и способностей учащих. Ее целью является побуждение школьника к профессиональному самоопределению, воспитания в нем стремления сознательно готовить себя к будущей деятельности. Решение о выборе профессии и направлении дальнейшего профиля обучения должен сделать сам ученик, основываясь на знакомстве с различными группами профессий, с потребностями в них народного хозяйства, с экономическими условиями будущей работы, а также с учетом своих интересов, способностей школьников, ознакомление с различными видами труда, с системой профессиональной подготовки - актуальная задача всего процесса обучения и воспитания. А.С. Макаренко в "Книге для родителей" и "Методике организации воспитательного процесса" подчеркивал ответственность родителей и учителей за выбор подростком жизненного пути.

В настоящее время проблема пополнения кадров за счет выпускников школ стоит достаточно остро. Отсюда возросшая ответственность школы за весь процесс воспитания и образования учащихся. Окончившие школу должны не только иметь знания и навыки трудовой деятельности, у них должен формироваться фундамент для дальнейшего перспективного развития личности.

Проблема профориентации является педагогической по методам, социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по масштабу. Она имеет различные аспекты: экономический, социальный, психологический, медико-физиологический, педагогический. Участвуя в реализации этой цели, школа должна решить следующий круг вопросов:

воспитать у каждого школьника потребность в самостоятельном, сознательном выборе профессии;

знакомить их с различными отраслями народного хозяйства и культуры, предприятиями, учреждениями, с разными профессиями и специальностями;

формировать общественно-значимые, прежде всего высокие идейные мотивы выбора профессии (чувство долга и ответственности перед обществом за выбор профессии, желание своим трудом принести большие пользы родине и др.), устойчивый интерес к профессиям с учетом реальных потребностей народного хозяйства в кадрах, в соответствии с особенностями индивидуального развития школьников, их интересами и способностями;

  • - консультировать учащихся, их родителей по вопросам выбора профессии, продолжения образования, трудоустройства;
  • - готовить обоснованные рекомендации по каждому выпускнику школы в связи с его трудовым самоопределением;
  • - содействовать трудоустройству юношей и девушек, оканчивающих школу, закреплению в избранной сфере трудовой деятельности.

В связи с этими задачами можно выделить основные направления профориентационной работы школы:

  • 1. Профессиональное просвещение.
  • 2. Формирование общественно-значимых мотивов выбора профессии, развитие устойчивого интереса к рабочим профессиям.
  • 3. Изучение индивидуальных психологических особенностей в целях профориентации.
  • 4. Консультации по вопросам выбора профессии, продолжения образования, трудоустройства.

Профессиональное просвещение предлагает широкую информацию об основных экономических, социальных, медико-физиологических, психологических и педагогических аспектах профориентации, знакомство школьников с различными профессиями и специальностями, с отдельными отраслями народного хозяйства, вооружение экономическими знаниями, имеющими непосредственное к трудовому самоопределении. Оно призвано помочь учащимся разобраться в своих интересах и способностях, сформировать у них профессиональную направленность с учетом индивидуальных склонностей и возможностей. В настоящие время профессиональное просвещение является важным средством, способствующим развитию у школьников глубокого интереса к рабочим профессиям, формированию активного стремления пойти после окончания школы трудиться в сферу материального производства.

Консультация по вопросам выбора профессии, продолжения образования, трудоустройства - это помощь учащимся, особенно колеблющимся и не определившимся, в их самоориентации, в выборе профессии в соответствии со склонностями, физиологическими особенностями, с учетом реальных условий и трудоустройства. Это - не принятие решения за ученика, а совет ему по выбору профессии, аргументированный, педагогически правильный.

В основе процесса профориентации лежит формирование общественно-значимых мотивов выбора профессии. Именно интерес к профессии, обеспечивает наибольшую устойчивость поведения школьника при выборе профессии. Как выражение общей направленности интерес охватывает и направляет все психические процессы - восприятие, память. Тем самым активизирует деятельность личности, идущую в направлении, соответствующем ее интересам. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее трудится, потому что его внимание тогда сосредоточено на его работе и все силы собраны в ней. Мотивы выбора профессии составляют основной объект управления в системе профориентации, поэтому не зря профориентацией часто называют совокупность общественных воздействий на мотивы выбора профессии. Правильное и своевременное решение педагогическим коллективом всех вопросов профориентации возможно в условиях систематической целенаправленной работы по трудовому воспитанию и подготовке школьников к сознательному выбору профессии, осуществляемой в процессе всей учебно-воспитательной деятельности, в тесном содружестве с родителями, трудовыми коллективами, общественными организациями.

Профессиональная профориентация - руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям.

Таблица 1 - Необходимые знания и умения учителя технологии для проведения профориентационной работы

Понятие о профориентации: ее содержание, общие и специфические методы работы.

Роль общественно полезного, производительного труда в подготовке учащихся к выбору профессии.

Типичные ошибки при выборе профессии.

Основные тенденции в развитии народного хозяйства страны.

Особенности конкретного экономического района и потребности его в кадрах.

Основные виды промышленных и сельскохозяйственных предприятий, транспорта, связи, сферы обслуживания.

Типы учебных заведений для профессиональной подготовки специалистов данных отраслей.

Классификация профессий. Понятие профессиограммы.

Методы изучения личности для определения профпригодности.

Основные направления профориентационной работы в процессе трудового обучения.

Перечень профессий и специальностей, связанных с техническим, сельскохозяйственным и обслуживающим трудом (в соответствии с учебной программой).

Требования, предъявляемые этими профессиями человеку, противопоказания для выбора профессий.

Основные вопросы трудового законодательства.

Организация и проведение встреч, бесед о профессиях, комплексных, экскурсий, просмотров, прослушиваний теле-_и радиопередач и т.д. в целях профориентации учащихся.

Разработка и применение анкет, опросников, тестов, карт интересов и т.д. для изучения учащихся в профориентационных целях.

Применение профессиограммы в учебно-воспитательном процессе.

Ведение профориентационной документации.

Установление связи между трудовым обучением и отдельными темами по основам наук в целях профориентации.

Составление перспективно-тематических и поурочных планов с учетом задач профориентации и возможностей конкретных тем.

Осуществление профориентации в системе кружковых занятия и факультативов, в условиях трудовых объединений старшеклассников.

Использование специфических методов, форм, приемов и средств профориентационной работы на уроках трудового обучения.

Успех всей профориентационной работы зависит от знаний учителем психологии личности, способов ее изучения, умения найти на основе этого изучения индивидуальный подход к каждому ученику.

Для того чтобы помочь молодому человеку в выборе профессии, необходимо изучить присущие ему особенности и рекомендовать тот вид труда, который принесет удовлетворение ему и пользу обществу.

При изучении личности в целях профориентации целесообразно руководствоваться следующими положениями: изучать поведение личности в конкретной ситуации, в конкретном коллективе, в котором она формируется: изучать личность через деятельность; рассматривать личность в развитии, а не как нечто застывшее; учитывать временные психические состояния личности, отношение к товарищам.

Резюмируя вышесказанное, делаем следующий вывод.

Один из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека, - вопрос правильного выбора профессии. Правильный ответ на этот вопрос сегодня, в условиях постоянно меняющейся экономики, чрезвычайно актуален. Все мы видим, насколько радикально изменились экономические условия в России, насколько быстро меняется рынок труда. Это означает, что молодым людям становится все труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей и друзей. Сегодня каждый, кому небезразличен свой жизненный путь и, как следствие, уровень благосостояния и удовлетворенностью жизнью, должен пройти путь выбора профессии самостоятельно. Это не простое, но очень важное дело. Важно, чтобы выбор профессии, учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только свободно, но и абсолютно осознано.

С одной стороны, планирование своих профессиональных перспектив - это личное дело каждого человека, это высшее проявление его свободы и ответственности за свое счастье. Но с другой стороны, человек живет в обществе и, чем он будет заниматься в этом мире, должно это общество беспокоить.

Молодой человек, живущий в среднем по масштабу российском городе, выбирает в среднем из примерно 700 профессий, а житель крупных мегаполисов, таких как Москва и Санкт-Петербург, - из 2-3 тысяч. При этом низкая информированность о рынке труда о своих возможностях и личностной направленности позволяет нам говорить о том, что выбор осуществляется практически вслепую.

Задача выбора профессии достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в том, что с одной стороны, каждая профессия - это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения и адаптации молодых специалистов к профессиональной общности. При этом с другой стороны, прежде чем выбрать профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Ситуация профессионального самоопределения для старших школьников и ситуацией неодолимой для него неопределенности. Дело усугубляется еще и тем, что при всем многообразии и сложности мира профессий большие трудности доставляет так же ориентировка в своем внутреннем мире, в личных качествах, без чего самоопределение как преднамеренный сознательный процесс невозможно. Поскольку мир профессий изменчив (профессии возникаю, дробятся, объединяются, отмирают), он должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследований, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 - 26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Многое из того, что касается мира профессий, надо постигать умом, мысленно. И здесь незаменимым средством ориентировки оптанта оказывается не просто «картинка» и даже не только живая, предметная наглядность, например, с помощью экскурсий на производство, а обдуманное слово, речь, в частности специально построенный информирующий и мотивирующий текст, описание профессии. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Введение в учебные программы школ курса основ экономических знаний позволяет сменить ориентиры и ликвидировать пробелы знаний об окружающей действительности. Решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным, аналитическим, но и эмоциональным, синтетическим.

Изучив данные исследований по этой проблеме, были выделены специфические задачи профессионального самоопределения:

  • 1. Постоянное формирование общей готовности к будущей трудовой жизни и профессиональному самоопределению.
  • 2. Психолого-педагогическая помощь в профессиональном выборе (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы).
  • 3. Психолого-педагогическая помощь при овладении уже выбранной профессией в профессиональном учебном заведении, на работе.
  • 4. Самосовершенствование при выполняемой трудовой деятельности.
  • 5. Освоение смежных видов профессионального труда.

Профессия, которую мы выбираем, должна соответствовать не только спросу на рынке труда, требоваться работодателям. Она должна еще и нравится, быть интересной. Она должна соответствовать еще и нашим возможностям. Разумеется, прежде чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо о ней узнать. Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, человек может попросить рассказать об интересующих профессиях знающих людей.

Во-вторых, человек имеет возможность прочесть о профессиях в литературе или узнать о некоторых из них из фильмов.

В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочих местах.

В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому. Наиболее полная и точная информация о профессиях имеется в распоряжении специалистов, занимающихся профессиональным консультированием.

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена? Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Также молодые люди мало информированы о содержании будущей профессии. «Знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!» Младшие школьники хотят быть: учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, летчиками и пограничниками. В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий. Ошибкам, совершаемым при выборе профессии, уделяли внимание практически все авторы, работающие над этой проблемой. Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии - выбор из соображений «престижа». Но «престиж» - понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К. С. Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Некоторые молодые люди, повинуясь старому инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника. У многих учащихся есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае тоже есть риск ошибиться в выборе профессии, если отождествлять интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут быстро, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча. Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или удивительного фильма. Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все: телесериалы, советы чужих людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии - не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность других вариантов. К примеру, не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком.

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Стоит проанализировать выбранные вами профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую - их недостатки. На протяжении всей жизни каждый человек в среднем 4 - 5 раз меняет профессию. Если этого не делать, может наступить профессиональная деформация - явление, заметное только окружающим. Сформулировав, куда вы хотите попасть, надо определить, с чего начать, то есть проанализировать свои возможности достижения поставленной цели.

Огромное внимание этой проблеме уделяют психологи. В современной психологии имеются несколько подходов к исследованию проблемы профессионального самоопределения; в настоящее время предпочтение отдается классическому подходу - всестороннего изучения личностных особенностей и направленностей на определенную сферу деятельности. Огромное значение в профессиональном самоопределении играет мотивация и информированность респондентов.

ТЕМА 10. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

  • 10.1. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор
  • 10.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности
  • 10.3. Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности в труде
  • 10.4. Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения
  • 10.5. Психологические "пространства" профессионального и личностного самоопределения
  • 10.6. Типы и уровни профессионального самоопределения
  • 10.7. Основные методы профориентации
  • 10.8. Методы активизации профессионального самоопределения
  • 10.9. Основные стратегии организации профориентационной помощи

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на "жизненный успех", на "успешную карьеру". Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.
И профориентация и профконсультация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (Климов, 1983. С. 15-21).
Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением :
1. Профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие (диплом "на личностность", по крайней мере психически здоровым людям, пока еще не выдают).
2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные "соблазнов" и так называемого "счастья" с застывшими улыбками (когда всем "положено" быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, для которых самое страшное - это радость "чавкающей от счастья" массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т.е. условия для подлинно личностного саморазвития.
При этом у таких людей (истинных героев) появляется возможность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных "тылах", когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т.п., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, "героические" периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то "формализовать" психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению).
Понятие "карьера" широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется "психологией карьеры"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера" - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа "карьеризм"). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) - это "определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни" (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)". Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции (см. Пряжников, 1997. С. 80-81).
Правда, и в западной традиции понятие "карьера" все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В. Берг в своей книге "Карьера-суперигра" пишет: "Успешная карьера - это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться "на зуб" сумевшим сделать блестящую карьеру "волкам" экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники - коллеги… ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда" (Берг, 1998. С. 8)…
Профессиональный выбор , в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе), - "это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника", который может быть осуществлен "как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения" и "в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями" (Головаха, 1988). Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как "чередующиеся выборы").

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни психолога и соответственно психолог постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни. Чтобы хоть как-то помочь сориентироваться самоопределяющемуся студенту или молодому специалисту, можно попытаться выделить основные типы и уровни профессионального самоопределения, которые и могут рассматриваться как возможные ориентиры профессионального развития и саморазвития психолога.

Сама идея этих типов и уровней была подсказана одним интересным наблюдением за дискуссией в Институте профессионального самоопределения РАО, где достаточно серьезные профессора и академики никак не могли разобраться, кем же является «укладчица зефира» - профессионалом или специалистом и, соответственно, чем является ее трудовая деятельность - профессией или специальностью? А может, в силу своей простоты и незамысловатости, она не является и ни тем, и ни другим? Применительно к проблеме профессионального самоопределения психолога, можно поставить и такой вопрос: нет ли в реальной психологической деятельности (практической или даже теоретической) профессиональных задач, реально решаемых на уровне, аналогичном уровню «укладчицы зефира»? Быть может, некоторые психологи, ставящие перед собой упрощенные задачи, реально не могут претендовать в своей работе не только на то, чтобы называться «профессионалами», но и на то, чтобы считать себя даже «специалистами»? Но тогда кем они могли бы себя считать и как это соотносится с проблемой профессионального и личностного самоопределения и самореализации в профессиональном труде?

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. Возникает вопрос, как эти типы между собой соотносятся? На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно реализует себя и как личность. В другом случае, человек в своем хобби (например, при сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной «профессионал», да и окружающие говорят о таком человеке как о «настоящем поэте».

Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие.

  • 1. Для профессионального самоопределения характерны: а) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); б) для профессионального самоопределения требуются «подходящие», благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).
  • 2. Для жизненного самоопределения характерны: а) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; б) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; в) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
  • 3. Для личностного самоопределения характерны: а) невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе на уровне здорового воображения, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного документа является… Личностью»); б) для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. Недаром большинство героев появляются именно в трудные, переходные общественно-исторические периоды. Правда, в «благополучные» эпохи у человека также есть возможность все-таки найти для себя достойную проблему и постараться решить ее, а не просто «наслаждаться жизнью», как это делает большинство обывателей. Такое самоопределение (в «благополучные» эпохи, полные «соблазнов» и «пошлости») может даже более значительным, чем геройство во время войны и других очевидных бедствий, когда человеку иногда просто приходится быть «личностью».

В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «главным делом» жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. В свое время именно в этом видел К. Маркс сущность культурно-исторического прогресса, все больше и больше высвобождающего (благодаря развитию производственных сил и производственных отношений) свободного времени для развития творческих способностей индивидуумов. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками многих рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения.

Но в какой степени все это относится к профессии психолог? Скорее всего, для психолога (как и для представителей других гуманитарных и творческих профессий) личностное самоопределение все-таки будет связано, прежде всего, с основным делом жизни. Например, трудно себе представить, чтобы какой-нибудь мусорщик связывал со своей работой главный смысл своей жизни: скорее всего, он выполняет данную деятельность по необходимости и не рассматривает ее как главное средство реализации своих потребностей в творчестве. Но в творческих профессиях (в психолого-педагогических, например) у специалиста имеется счастливая возможность реализовать лучшие свои творческие устремления.

По каждому из основных типов самоопределения (профессиональному, жизненному и личностному) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Поскольку вводится критерий «больше-меньше» (возможностей), то правомерно назвать эти подтипы «уровнями возможностей самоопределения». Можно условно выделить по пять таких «уровней» отдельно для профессионального и отдельно для жизненного самоопределения. Поскольку по мере своего развития в какой-то конкретной деятельности человек одновременно реализует себя как личность, для личностного самоопределения выделяются отдельные уровни - «уровни реализации имеющихся возможностей (по типам профессионального и жизненного самоопределения). Для наглядности все это отражено на схеме-рисунке. Как уже отмечалось, по мере своего развития и творческой реализации профессиональное и жизненное самоопределение сближаются, взаимопроникают друг в друга. На схеме это отражено в виде направленных друг к другу стрелочек (рис. 1).

Рис. 1.

В целом можно выделить условно примерно следующие уровни реализации имеющихся возможностей (общие уровни по профессиональному и жизненному типу самоопределения):

  • 1. Агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей. Например, для психолога это может выражаться в постоянных «выяснениях отношений», склоками со своими коллегами, начальством или клиентами. При жизненном самоопределении это может быть, например, неиспользование возможностей для решения важных житейских проблем или создание искусственных трудностей для реализации каких-то благородных общественных дел.
  • 2. Молчаливое избегание деятельности по данному типу. Например, психолог ищет на работе любую возможность, чтобы не выполнять свои профессиональные обязанности. В житейской жизни это проявляется в банальной лени и жизненной пассивности.
  • 3. Реализация стереотипных способов деятельности. Например, психолог работает только «по инструкции», сам существенно обедняя свою профессиональную жизнь и не реализуя в полной мере даже те возможности, которые у него наверняка имеются. В жизни это проявляется в банальных, стереотипизированных и потому неизбежно «пошлых» способах проведения досуга (пьянстве, сидении перед телевизором, когда вместо реальной жизни человек уходит в вымышленный мир и т.п.). Опасность данного уровня в том, что формально человек делает все, что «положено» и никаких придирок к нему быть не может (вреда от такого человека нет, а для общества он даже «полезен»… как какая-то «нужная» вещь или домашнее животное), но при этом жизнь такого человека проходит обычно впустую и иногда под конец жизни человек это даже может осознать…
  • 4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, т.е. фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности. Например, психолог не просто делает, что «положено», но стремится сформировать у себя индивидуальный стиль деятельности, берется за новые, более сложные задачи или ищет неординарные способы и методы работы. В жизни это проявляется в существенном изменении взаимоотношений с окружающими людьми, в поиске новых возможностей для решения имеющихся жизненных проблем и т.п.

5. Наконец, высший уровень - стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом. Например, психолог в своей работе кардинально меняет уже не отдельные способы, а весь характер и даже цели своего труда, что часто предполагает непонимание окружающих и даже конфликты с ними, что, естественно, не каждому «по плечу, не каждому дано. В жизни это может выражаться в существенном изменении всего образа жизни, в поиске принципиально новых подходов к решению важных жизненных проблем и т.п.

На представленной схеме обозначены отдельными (вертикальными) стрелочками также варианты, когда человек находит для себя возможность реализовать свой творческий потенциал за рамками общепринятых представлений. Однако, как уже не раз отмечалось, для начинающего психолога такой вектор развития может оказаться буквально «роковым», поскольку для данного уровня самореализации (а скорее даже - для самотрансценденции, т.е. для выхода за рамки самого себя и за рамки общепринятых представлений) все-таки нужна солидная «база» и опыт самореализации на более доступных уровнях. Иначе начинаются проблемы, характерные для так называемых «непризнанных гениев». Нижняя стрелка на схеме указывает на потенциальную возможность духовной и личностной деградации, когда самоопределяющийся психолог буквально расходует себя на различные «мелочи жизни» и теряет более значительную и оптимистичную перспективу своего развития.

Таким образом, данная схема еще раз подтверждает известную мысль о том, что даже при ограниченных возможностях можно реализовать себя в качестве полноценной личности. Но все-таки более желательная для творческой личности ситуация выражается в том, чтобы и возможности свои расширять, и находить в себе силы для реализации этих расширяющихся возможностей.

По нашим наблюдениям, в молодости начинающие студенты и специалисты большее внимание уделяют расширению своих возможностей, иногда справедливо полагая при этом, что реализация этих возможностей - это дело ближайшего будущего. А вот взрослые работающие специалисты постепенно переключают свое внимание на реализацию имеющихся профессиональных возможностей. Идеальной ситуацией могла бы считаться следующая: студентов специально обучают реализации малых возможностей, ведь профессиональная судьба не у всех будет складываться благоприятно (кому-то придется довольствоваться на первых этапах весьма ограниченными возможностями для профессионального роста и построения успешной карьеры); работающих специалистов поощряют расширению своих профессиональных возможностей. Но поскольку все это реально почти не делается, то перед самоопределяющимся студентом или уже работающим психологом-специалистом возникает новая творческая задача - одновременное расширение своих профессиональных возможностей и повышение в себе готовности (уровня) к полноценной реализации имеющихся возможностей.

Если Вы когда-либо задавались вопросами о том, что такое профориентация, как выбрать профессию, кем быть и где учиться, как избежать ошибок при выборе будущей специальности, какие виды профориентации существуют и доступны каждому человеку независимо от возраста, то этот материал даст Вам ответы на всё вышеперечисленное и даже больше. Начав с базовых понятий, Вы постепенно узнаете всю необходимую информацию в кратком виде для первых шагов в нелёгком пути выбора первой профессии или осознанного исправления ошибок молодости и получения новой специальности.

Что такое профориентация

На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения. Попробуем разобраться с профориентацией в России, начав с самых основ и постепенно двигаясь к стоящей у многих проблемы профориентации и выбора дальнейшей профессии.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

К сожалению, в настоящий момент не ведётся какой-либо масштабной и системной работы для помощи в профессиональном самоопределении, начиная со школьников и заканчивая взрослыми людьми. И если для взрослых подобная профориентационная работа частично ведётся службами занятости населения, хотя и рассматривается больше как дополнительная услуга, то в школах профориентация школьников отдана на откуп администрации и учителям. К счастью многие понимают всю важность выбора профессии и устраивают различные мероприятия, направленные на выявление у учеников склонностей и способностей к той или иной профессии. В числе таких мероприятий можно назвать психологические тестирования, экскурсии на предприятия, уроки с презентациями профессий и многое другое.

Таким образом, в целом, процессы помощи молодому поколению с выбором профессии находятся в довольно плачевном состоянии и сильно зависят от людей на местах. Однако тот факт, что помочь определиться с профессией своему ребёнку может каждый родитель не может не радовать. Информационные ресурсы и разнообразные профориентационные тесты значительно облегчат процесс выбора и помогут принять верное решение.

«Кем стать?» или как выбрать профессию правильно

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.

Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние причины выбора профессии


Внутренние причины выбора профессии

  1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
  2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
  3. Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.
  4. Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

Несомненно, мы привели далеко не все причины связанные с выбором профессии. Более подробно с ними можно ознакомиться в нашем материале Основные причины выбора профессии.

Важность профориентации

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя – нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В лучшем случае такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.

В России значительно ослабли позиции значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Свою роль в этом процессе сыграли как средства массовой информации, формирующие преимущественно потребительское отношение к жизни, так и значительное разделение престижности профессий, пусть и не всегда совпадающее с действительностью. Молодежь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру в экономической или юридической сферах, в то время как наука, работа руками и сельское хозяйство часто воспринимается как работа для неудачников. Однако грамотный специалист на крупном предприятии может получать значительно большую зарплату, чем очередной экономист в офисе.

Заметно увеличилось и количество людей работающих не по полученной специальности, особенно сильно эта тенденция прослеживается среди выпускников высших учебных заведений. Таким образом, рынок труда за счёт государственных средств, ушедших на образование студента, насыщается бесполезными специалистами.

Эти и другие проблемы может решить грамотно и вовремя проводимая профориентация, начиная с детского сада и на протяжении всего времени обучения в школе и средне-специальных или высших учебных заведениях.

Функции профориентации

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Диагностическая функция

  • Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
  • Находит положительные качества личности
  • Изучает познавательные интересы детей и взрослых
  • Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
  • Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
  • Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

Организационная функция

  • Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
  • Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
  • Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
  • Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
  • Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

Информационная функция

  • Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
  • Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах

Профилактическая функция

  • Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
  • Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий

Более подробный разбор ошибок и методов их преодоления в отдельном материале — .

Виды профориентации и профориентационных услуг

Существует 4 основных направления профориентационной работы. Все они по-своему важны и для эффективной работы обычно используются комплексно.

  1. Профессиональное информирование – знакомство людей с многообразием видов возможных профессий в современном обществе. Сбор, обработка и публикация информационных материалов о состоянии рынка труда и образовательных услуг, их перспективами развития. Также включает в себя информирование о формах профессий, требованиям к ним для будущих специалистов и возможностях профессионального роста.
  2. Профессиональный подбор (профотбор) – определение степени соответствия и пригодности человека как профессионала к определённому рабочему месту или должности на основе должностных инструкций и нормативных требований.
  3. Профессиональное консультирование – большое количество предлагаемых видов помощи человеку в профессиональном определении для принятия им самостоятельного, осознанного решения в непростом вопросе выбора профессии. Также помогает определить дальнейшие направления профессионального обучения и трудоустройства с учётом возможностей конкретного человека, его психологических и психофизиологических возможностей наряду с предъявляемыми требованиями рынка труда.
  4. Психологическая поддержка – диагностика и корректировка психического состояния человека, психологическое сопровождение его профессиональной деятельности. Помогает адаптироваться к имеющейся ситуации, повысить психологическую компетентность, снизить случаи профессионального выгорания и деформации специалистов.

Кроме общих направлений стоит выделить и отметить частные виды профориентационной работы и предоставления услуг:


Заключение

Владея всей вышеперечисленной информацией, для Вас не составит труда не попасться на удочку шарлатанов, которые, расплодившись в большом количестве, предлагают пройти якобы бесплатные профориентационные тесты в интернете, внезапно требуя оплату для получения результатов, а начать осознанный, самостоятельно выбранный, путь к профессии своей мечты.

Если же вопросы ещё остались или хочется узнать более подробную информацию по той или иной тематике, то этот сайт сделан специально для помощи Вам. Здесь Вы найдёте большое количество новостей и материалов, раскрывающих все аспекты выбора профессии, подготовки к ЕГЭ и ГИА, а также возможность пройти тесты на профориентацию онлайн. Все наши тесты совершенно бесплатны и результат доступен сразу же после прохождения.

Искренне и от всей души желаем Вам решить все вопросы на тему «Кем стать?» и выбрать профессию по душе.