Теоретические основы понятия «конкурентные преимущества организации. по дисциплине «Политическая экономия». Государственный Университет Управления

В современной экономике принято считать, что конкуренция оказывает исключительно благотворное влияние на рынок. Она не даёт создаться монополии, не даёт ценам на товар или услугу превысить некие разумные пределы, заставляет производителя постоянно совершенствовать продукт, не останавливаться на достигнутом, чтобы не отстать от конкурентов.

Но всегда и везде ли хороша конкуренция? Что будет, если на модели конкуренции построить управление не только продуктами, но и людьми? К сожалению в нашей стране очень многие «эффективные менеджеры» не осознают, что рыночные практики не всегда применимы, когда речь идёт о взаимодействии членов одной команды или команд внутри одной компании. Реально и целенаправленно отделы сталкиваются лбами, среди них пестуется жестокое соперничество (например, выполнение плана считается по лучшему отделу, а худший получает штрафы). Руководство компании считает, что при таком давлении сотрудники работают быстрее и продуктивнее, стремясь обогнать «конкурентов».

Но так ли это, давайте начнем с изучения слов конкуренция, соперничество, сотрудничество и сотворчество:

Kонкуренция — Соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ

Конкуренция (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») - соперничество в какой-либо области с целью получения выгоды.

Соперничество — взаимоотношения между людьми, характеризующиеся состоянием явной или скрытой борьбы за власть, любовь, престиж, признание, материальное преуспевание, реализацию внутреннего потенциала человека.

Тот кто соперничает, стремится воплотить на практике принцип «Выиграл — проиграл». При этом тот, кто соперничает легко может оказаться в ситуации «Проиграл — выиграл» или хуже того «Проиграл — проиграл».
Что получается? В итоге конкуренции или соперничества должны быть победитель и проигравший. Насаждение такой конкуренции внутри команды вынуждает сотрудников работать в стиле win-lose – модели, при которой выигрыш одной стороны обязательно влечёт проигрыш второй (и наоборот). Если я выиграл, то ты проиграл. Если ты выиграл, то проиграл я. Чем же он так плох?

В том что, в ходе любого проекта неизбежно возникают вопросы, которые нужно решать совместно, непонятные моменты, которые нужно прояснять, задачи, в решении которых требуется помощь других участников.

Конкуренция между сотрудниками настолько высока, что коллеги часто сознательно не хотят помогать друг другу. Руководители же редко поощряют взаимопомощь, поэтому люди не настроены на командную работу. Из-за этого сотрудники фирм находятся в состоянии постоянного стресса, так как в потоке задач им приходится рассчитывать только на себя самих.

Если представить, что все члены команды работают «каждый за себя», то помогать коллеге не только не выгодно, но и вредно: в результате он окажется эффективнее и получит плюшки вместо вас. К тому же, чем больше проблем у коллеги, тем больше шансов, что вы окажетесь выше него при очередной аттестации.

Какие проблемы возникают при конкуренции или соперничества в команде:

  1. Задачи решаются очень долго или не решаются вообще
  2. Проблемы появляются на пустом месте
  3. Скрытый саботаж
  4. Безразличие и отсутствие общих целей

Коллаборация, или Сотрудничество - совместная деятельность (процесс), в какой-либо сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса).

Сотворчество — форма совместного (с кем-то, с чем-то) творчества, самореализация своих творческих возможностей в неком общем продукте. Сотворчество деятельность группы для получения общего продукта, как результат всеобщих усилий.

Как показывает опыт, эффективное сотрудничество и взаимопомощь в команде позволяет добиться потрясающих результатов. Команда, которая чувствует себя как одно целое, в которой царит дух взаимопомощи и ответственности за общее дело, может творить чудеса.

Каждый её член вместо того, чтобы тянуть одеяло на себя, не только отвечает на просьбы о помощи, но и сам постоянно думает о том, как можно сделать работу окружающих более комфортной, эффективной и быстрее достичь общей цели.

Для этого достаточно, чтобы от успеха каждого члена команды выигрывали все остальные и начнет действовать принцип Win-Win.

К сожалению здесь тоже не обойтись без проблем, так как сотрудничеству нужно людей учить специально. Может быть, срабатывают нежелательные биологические программы («Человек человеку — волк»), возможно, мы воспроизводим те образцы, которые мы получили в детстве («Кто кого обыграет?»), но по крайней мере в нашей стране люди к сотрудничеству еще не очень привыкли.

Чтобы конкуренцию и соперничество сменить на политику конструктивного взаимодействия, сотрудникам нужно пройти четыре этапа: не всегда простых, но очень нужных. Первый этап — принятие. Второй — понимание. Третий — сотрудничество. Четвертый — сотворчество.

Послушайте последовательность фраз, взгляните на смену душевных установок. Все начинается с простого: «Ну, он просто другой» — Происходит принятие. «Это — его возможности, этого он боится, а вот это ему нужно для того» — Да, это уже понимание. «Я могу помочь ему в этом, он за это выручит меня вот здесь» — О, уже сотрудничество, хотя и в самой элементарной форме. «О, мы с вами вместе можем сотворить очень не хилый проект!» — Поздравляю, начинается сотворчество.

Воевать, конечно, привычнее и, возможно, интереснее, но в долгосрочной перспективе более себя оправдывает сотрудничество. Успешный человек учит жить себя по принципу «Выиграл — выиграл», он знает, что лучшая сделка та, в которой учтены интересы обеих сторон.

P.S.

Победа команды - это лучшая победа для компании.

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Государственный Университет Управления

Институт финансового менеджмента

Кафедра Политической экономии

Реферат

по дисциплине Политическая экономия

на тему:

Конкуренция и сотрудничество как составляющие рыночного механизма.

Выполнила студентка

Группа 1-1

Проверил преподаватель Иванова М.С.

Москва. 2000 год.

Стр.1.Введение.....................................................................32.Конкуренция и сотрудничество как составляющие рыночного механизма.....................................................

42.1 Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию.................................................................................

42.2 Основные формы конкуренции и их влияние на рыночный механизм.....................................................................

82.2.1 Рыночное равновесие в условиях чистой конкуренции..................................................................................

82.2.2 Рыночное равновесие в условиях монополистической конкуренции...............................................

102.2.3. Рыночное равновесие в условиях олигополии...................................................................................

122.2.4. Рыночное равновесие в условиях монополии.....................................................................................

142.3. Конкурентоспособность и эффективная конкуренция..................................................................................

162.3.1. Конкурентоспособность товаропроизводителя.172.3.2. Основные факторы товарной конкурентоспособности...............................................................

192.3.3. Страновая конкурентоспособность.....................212.3.4. Эффективная конкуренция..................................222.4. Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности...............................................................

243. Заключение................................................................................29Список используемой литературы..........................................30

1.Введение.

На настоящем этапе демократических реформ в России особую актуальность приобретает решение проблемных вопросов, касающихся создания и развития рыночных отношений, анализа механизмов рыночного регулирования.

Важная роль в регулировании рыночных отношений принадлежит конкуренции и сотрудничеству. В период советского строя люди воспитывались в форме сотрудничества и любые формы конкуренции предавались анафеме. Тем важнее нам сейчас осознать, что конкуренция неизбежная реальность нормальных рыночных отношений. Важно осознать, что все научные, материальные, социальные достижения западного общества, обеспечивающие удовлетворение и права отдельной личности (то, что мы хотели бы иметь в России), достигнуто постоянным совершенствованием форм и методов конкуренции во всех сферах жизни. Чем лучше организована конкуренция, чем больше участников в нее вовлечено, тем быстрее растет производство, потребление и накопление интеллектуальных и материальных ценностей.

Создавая рынок, нельзя ограничиваться одной конкуренцией в чистом виде. Для того чтобы конкуренция была созидательной и разумной, необходимо внедрить идею продуктивной партнерской конкуренции. Именно при такой конкурентно-созидательной мотивации будут хорошо сбалансированы интересы роста личного и общественного благосостояния.

Таким образом, конкуренция и сотрудничество выступают как диалектическое единство, которое нужно рассматривать во взаимодействии и дополнении друг друга. Непродуктивен хаотический и криминализированный рынок с непримиримой конкурентной борьбой на уничтожение. И наоборот: чем шире будет распространяться не только конкуренция, но и деловое сотрудничество, тем быстрее мы перейдем к экономическому росту, которое обеспечит нормально функционирующий рынок, регулируемый этими факторами, а именно: конкуренцией и сотрудничеством.

В данном реферате описан механизм регулирования рынков под влиянием конкуренции и сотрудничества.

2.Конкуренция и сотрудничество как составляющие рыночного механизма.

2.1. Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию.

Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами) заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Несмотря на то, что эта цель ориентирует развитие рынка с момента его появления, первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились только в середине XVII века. Она рассматривала конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Основное внимание в трудах классической школы уделялось ценовой конкуренции.

А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность и, в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с невидимой рукой рынка - автоматически равновесным механизмом рынка. И, если учесть, что центральным мотивом знаменитого труда ученого Исследование о природе и причине богатства

Если на самом деле конкуренция выявляет «зверя» внутри нас, то исследования показывают, что, конечно, сотрудничество пробуждает все лучшее внутри нас. Этот вывод был сделан практически в каждом исследовании профессии, навыка или поведения. Например, ученые которые считают себя «кооперативными», как правило, имеют больше опубликованных статей, чем их «конкурентные» коллег. Кооперативные предприниматели имеют более высокие доходы. Начиная с младших классов и до колледжа, кооперативные студенты имеют более высокий средний балл. Директора по персоналу, способные работать совместно, имеют меньше незанятых вакансий. И не удивительно, что сотрудничество повышает творчество. К сожалению, большинство людей не учат кооперативным навыкам.

Д-р Дэвид У. Джонсон и д-р Роджер Т. Джонсон, профессора Университета Миннесоты и со-директора Cooperative Learning Center соглашаются и добавляют, что образование и психологии имели разногласия по этому вопросу в течение многих лет. Роджер Джонсон объясняет: «Если мы хотим научить людей сотрудничать, педагогика и психология должны работать вместе. Посмотрите, типичный учитель в классе учит студентов держаться тихо и отдельно друг от друга, косвенно поощряя конкуренцию. Тем не менее, люди учатся лучше всего, когда они работают совместно друг с другом. Дети, которые испытали этот вид обучения в раннем возрасте, проносят его с собой по мере взросления». Дэвид Джонсон добавляет: «Большинство студентов чувствуют себя лучше, когда они сотрудничают. Их самооценка повышается, у них выше чувство общности, принадлежности и принятие. Можно также экстраполировать этот вывод к любой обстановке».

Учебный центр занимается изучением и обучением кооперативным навыкам на протяжении более 15 лет. По словам Роджера Джонсона, центр обладает «исследовательской базой из более чем 500 исследований, начиная с рубежа 20 века». Опираясь на свои исследовательские и учебные традиции, Джонсоны обеспокоены тем, что на конкуренции делается слишком сильный акцент. Более того, они считают, что общепринятая система обучения разрушает кооперативные навыки.

Роджер объясняет: «Есть много причин для беспокойства. Некоторые из стандартных способов, с помощью которых люди когда-то учились сотрудничать — дом, церковь, община — сегодня не работают так, как они работали поколение назад. Обучение молодых людей сотрудничеству не получило соответствующий уровень интереса. «В результате, воспитание конкуренции не ослабевает. Лишь немногие обучают, практикуют или содействуют лучшей идее».

Джонсоны борются с этой проблемой через образование. Говорит Дэвид Джонсон: «Хотя мы проводим некоторую работу с крупным бизнесом, мы предпочитаем взаимодействовать со школьной системой. Таким образом, мы учим студентов — следующее поколение бизнеса — как сотрудничать, и оказываем косвенное влияние на корпоративную Америку. Люди, единожды испытавшие сотрудничество, понимают, что это лучший и даже более простой способ».

Похоже, сотрудничество имеет воздействие на отдельных лиц, работающих совместно в различных ключевых областях. Оно не только создает более гибкое руководство, но и позволяет каждому участвовать активнее, не боясь осуждения. Сотрудничество также имеет влияние на восприятие человеком рабочей среды.

Еще одна область, на которую непосредственно влияет сотрудничество, как ни удивительно, здоровье . Увлекательное исследование, проведенное Центром, изучало статистически конкурентоспособных хоккеистов. В исследовании рассматривалась связь между сотрудничеством / конкуренцией и психическим, умственным и физическим здоровьем. Центр оценивал 57 игроков из колледжей и полупрофессиональных хоккеистов (в возрасте 18-29 лет), отбиравшихся для олимпийской сборной в 1980 году. Используя сложные персональные оценки по шкале социального взаимодействия, исследователи обнаружили, что сотрудничество дает гораздо больше, чем помощь ладить между собой.

Согласно этому исследованию, склонные к более тесному сотрудничеству игроки были лучше скорректированы психологически и были физически здоровее, чем их более конкурентоспособные коллеги. Кажется, что конкуренция, или постоянное ощущение, что вы должны работать против чего-то, имеет нездоровые физические побочные эффекты. Сотрудничество и другие модели просоциального / бескорыстного поведения, как правило, дают положительный эффект.

Кроме того, имеются данные, свидетельствующие о том, что сотрудничество создает вид «эйфории бегуна» . Хотя данное исследование не является окончательным, оно многообещающе. Как и люди, которые регулярно заниматься спортом, «кооперативные» и помогающие другим люди также испытывают «эйфорию бегуна», которую можно лучше описать как спокойствие или чувство свободы от стресса. Как отмечают исследователи, сотрудничество, а не конкуренция, является предпочтительной.

И еще люди, которые развиваются позицию сотрудничества, чувствуют лучший контроль над своей жизнью и не живут ради одобрения от других. Они, как правило, чувствуют себя хорошо. Это находится в резком контрасте с постоянной работой «на износ» конкурентного человека.

Как и во всем, слишком много хорошего может стать проблемой. В случае сотрудничества, как отмечают психологи, слишком много сотрудничества может привести к «групповому мышлению», синдрому «человек-да» или неуместному подчинению.

Скотт Айзексен, директор по исследованиям в области творчества в Buffalo State College, объясняет: «Если все оказываются сотрудничающими на одной стороне , они теряют критический взгляд на проблему. Все они единогласно могут решить делать неправильные вещи. Хотя нет никаких сомнений, что кооперативная среда увеличивает количество идей, улучшает качество результата и способствует улучшению рабочей среды, взаимодействие должно быть построено таким образом, чтобы обеспечивалась целостность проекта». Проще говоря, сотрудничество является правилом, но объективность должна быть сохранена.

Есть способы облегчить сотрудничество, и они одинаково хорошо работают для любой среды, от крупного бизнеса до детского футбола.

1. Ф окусируйтесь на «сделать хорошо» . Айзексен указывает, что попытка «сделать хорошо » и попытка «побить других » — два разных психических процесса. Невозможно сконцентрироваться на обоих. Из этих двух, сотрудничество с самим собой и другими для создания положительного результата дает большую награду.

2. Выделяйте достаточно времени . Сотрудничество замедляется вплоть до полной остановки по мере увеличение давления временного фактора. Заканчивающееся время приводит к несогласию, снижению обмена информацией и ужесточению требований к другой стороне. Восприятие достаточного времени способствует сотрудничеству.

3. Разговаривайте на одном языке . Если кто-то приглашает вас сотрудничать в конкретном предприятии, задавайте вопросы, используя те же термины, которые они использовали для описания своего плана. Айзексен объясняет: «Это создает то, что психологи называют «соответствие/совместимость», и вы, кажется, будете более заинтересованы в тесном сотрудничестве, даже если задача требует серьезных усилий и сбора дополнительной информации.

4. Разделите руководство . Айзексен видит сотрудничество как форму руководства, равномерно распределенную между всеми членами группы. Делясь руководством, вы позволяете другим взять на себя инициативу в качестве неотъемлемой части группы. Возникает повышенное чувство «собственности» на и идеи всеми членами группы, и рабочая среда становится приятной.

5. Изучите кооперативные средства решения проблем . Айзексен указывает, что это действительно творческие инструменты под другим названием. Возьмем, например, простой инструмент мозгового штурма. Что происходит, когда всех приглашают предложить самые «дикие» идеи, чтобы затем найти способы, которыми они могут следовать, создавать или сотрудничать. Другие методы включают в себя приостановку суждений, уточнение цели и задач до начала сотрудничества, а также оценку планов других людей в неугрожающей манере.

6. Соблюдайте принцип взаимности . Когда кто-то помогает вам, не забудьте помочь им. Выразите свою благодарность и помогите им прежде, чем они ожидают. Политика всеобщей взаимности — люди помогают людям — облегчает сотрудничество. Эта методика, как было доказано эмпирически (особенно в области международных исследований), является одним из немногих способов добиться сотрудничества с противной стороной.

7. Совместно используйте ресурсы и информацию . Когда люди конкурируют за знания, рабочее место, персонал, или что-нибудь еще, что может помочь им сделать работу, сотрудничество уменьшает. Обмен ресурсами, наоборот, поощряет работу одного человека с другим.

8. Укрепляйте командный дух . Вместо того, чтобы хвалить одного человека за хорошо выполненную работу, используйте коллективный подход к решению проблем. Когда команда работает хорошо, вся группа будет вознаграждена. Это минимизирует личный зачет и максимизирует сотрудничество. Распределите вознаграждение поровну между всеми членами группы.

9. Действуйте сообща . Исследования подтверждают тот факт, что лица, которые были свидетелями совместных действий, являются «переносчиками и распространителями», разделяют некоторую степень сотрудничества со следующим человеком, которого они встречают. В любое время, когда вы помогаете другому человеку чувствовать себя лучше, вы увеличиваете вероятность того, что он станет сотрудничать с вами. Как резюмирует Айзексен, «Ваши дела говорят громче, чем слова, и поощряют других людей сотрудничать с вами».

10. Ради своего здоровья, попробуйте сотрудничать . Сделайте это, чтобы почувствовать, насколько лучше вы себя чувствуете, когда сотрудничаете с другими. Как полагают исследователи, стоит вам однажды испытать положительные эмоции и, кажется, для вас больше нет другого способа выполнять работу, за исключением совместного.

Сотрудничество является ценным товаром, и работает лучше всего, когда оно дается даром и косвенно поощряется. Это способствует доброжелательности по отношению и к мужчинам, и женщинам, и это дар, который уместен в любое время. В конце концов, прямо сейчас — подходящий момент!

Johnson, D.W., Johnson, R.T., & Krotee, M.L. «The relation between social interdependence and psychological health on the 1980 U.S. Olympic ice hockey team.» (May, 1986). Journal of Psychology, 120, 279-291.

Kohn, A. «How to succeed without even vying.» (September, 1986). Psychology Today, 20, 22-28.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие конкуренции, ее виды и типы рыночных структур. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме. Синтез конкуренции и монополии и антимонопольное законодательство. Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2009

    Особенности ситуации с употреблением понятий "сотрудничество" и "партнерство", их содержание, схожесть и основные различия. Характеристика внутри- и межотраслевой конкуренции. Влияние сотрудничества и партнерства на структуру экономических отношений.

    реферат , добавлен 26.03.2013

    Рыночные формы и способы рыночного поведения экономических субъектов, модификация конкурентно-рыночного механизма. Внерыночные формы связи хозяйственных единиц, государство как организатор конкурентных отношений. Виды и экономические функции конкуренции.

    реферат , добавлен 12.02.2010

    Конкурентоспособность России - основные штрихи. Трактовка понятия конкуренции в экономической науке. Конкуренция как критерий классификации рыночных структур. Особенности рынка совершенной конкуренции. Ограничение свободы выбора. Демпинг.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2002

    Рынок, рыночная среда и конкуренция как основной фактор мотивации деятельности продавцов и покупателей. Рынок, функции рынка. Рыночная среда – среда конкуренции. Сущность конкуренции. Типы рыночных структур или формы конкуренции.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2007

    Изучение понятия и функций конкуренции. Рассмотрение механизма соперничества между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. Добросовестная и недобросовестная конкуренция.

    презентация , добавлен 06.06.2015

    Правовое регулирование монополистической деятельности и защита конкуренции. Понятие и виды конкуренции. Модели рыночных структур. Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации. Анализ рейтинга конкурентоспособности стран мира.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Изучение понятия конкурентоспособности и эффективности предприятия. Сущность экономической конкуренции - соревнования между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

Люди в группе имеют выбор: сотрудничать или конкурировать. Кроме того, объективные и субъективные факторы могут стимулировать ресурсы, необходимые для их достижения. Также сотрудничество стимулируется поощрением всей группы за достигнутые результаты. Когда организация поощряет только отдельных людей, то вероятный результат такого подхода - конкуренция, которая может очень неблагоприятно сказываться на деятельности организации: люди будут скрывать информацию, отказывать в поддержке или принимать такую модель поведения, которая давала бы им преимущество по сравнению с другими.

Неправильная система поощрений также может привести к неблагоприятной для организации конкуренции. Два подразделения компании могут эффективно конкурировать, если они имеют идентичные ресурсы и работают независимо друг от друга. Сотрудничество устанавливается очень легко, если работники понимают общие цели и имеют единую систему вознаграждений. Групповое вознаграждение является мощным стимулом к сотрудничеству. Независимо от индивидуального вклада, если поощряется вся группа, то это способствует обмену идеями, повышению интенсивности труда, вовлечению каждого работника в общее дело.

Связь между людьми. Эффективная связь означает понимание между вовлеченными в работу людьми и их доступность друг для друга. Но понимание и доступность сами по себе не гарантируют возникновения ни конкуренции, ни сотрудничества. Например, понимание того, что некоторые люди злы и враждебны по отношению к окружающим, может привести как к конкуренции с ними, так и к сотрудничеству с теми, кто их окружает, но может остаться просто информацией, которая не имеет никаких последствий.

Понимание и доступность являются необходимой, но недостаточной предпосылкой для сотрудничества. Хорошая связь не гарантирует сотрудничество, но плохая связь, скорее всего, будет препятствовать ему.

Характеристики заданий. При выполнении сложных заданий людям необходимо давать и получать больше информации. Все это увеличивает необходимость взаимодействия, в то время как работники более независимы при выполнении простой задачи. Сравним машбюро с маркетинговым отделом. Машинистки могут работать по отдельности, и взаимосвязь между ними необязательна. Перед маркетинговым отделом стоит более сложная задача. Маркетинговые и технологические проблемы тесно переплетены, и все работники отдела взаимосвязаны на всех стадиях выполнения задания. Каждый член группы знает о работе других столько, сколько необходимо для того, чтобы предотвратить дублирование и не тратить лишних усилий. Когда условия изменяются, сотрудники должны держать друг друга в курсе дела.

Итак, сотрудничество является эффективной формой взаимодействия в следующих условиях:

Сложная задача;

Взаимодействие необходимо;

Высока взаимозависимость членов группы.

Конкуренция тем не менее может быть эффективнее сотрудничества в следующих условиях:

Задача не является сложной;

Взаимодействие не нужно;

Задачи, решаемые членами группы, не связаны между собой.

Эффекты сотрудничества и конкуренции

Сотрудничество и конкуренция имеют разные последствия. Рассмотрим, как взаимодействие и отношения между членами группы влияют на их эффективность и чувство удовлетворения результатом своего труда.

Модели взаимодействия и восприятия. Изучение соревнующихся и сотрудничающих групп показало; что наиболее положительные моменты отмечены в сотрудничающих группах. Члены этих групп стараются больше помочь друг другу в выполнении задания, у них чувство взаимопомощи больше развито, чем в соревнующихся группах. Они более согласованно ведут себя, более внимательны по отношению друг к другу. Для этих групп также характерны коллективные обсуждения, развитие различных видов сотрудничества; отношения в них доброжелательнее, а подчинение строже, чем в соревнующихся группах.

Члены сотрудничающих групп более благоприятно оценивают достижения своих коллег и их вклад в выполнение задания. В одном из исследований был проведен анализ поведения двух членов разных типов групп при удачном и неудачном выполнении задания. Когда поставленная цель была достигнута, члены обоих типов групп приписывали успех себе. При неудаче наблюдалась другая картина. В сотрудничающих группах неудача приписывается коллегам. Если цель не достигнута, в соревнующихся группах это объясняется ситуацией и сложившимися условиями. Отнесение неудачи на счет коллег, а не ситуации может зависеть. От характера соревнования внутри группы. Если человек работает независимо или конкурирует со своими коллегами, он склонен объяснять неудачу ситуацией. Если же он сотрудничает или взаимодействует внутри группы, он скорее обвинит своих коллег.

Эффективность. Сотрудничество приводит к лучшему исполнению заданий, которые требуют взаимодействия. Например, взаимодействие и связь необходимы для группы, занимающейся разработкой нового товара, поскольку члены группы должны обмениваться информацией, координировать свои планы и действия, помогать друг другу. В случае с продажей товаров ситуация иная, так как продажа будет более эффективной при умеренной конкуренции. Действия продавцов эффективны при малом взаимодействии их друг с другом. Однако необходимо быть осторожным, чтобы отсутствие сотрудничества не ухудшило результаты работы в целом. Конкуренция может привести к сокрытию информации, необходимой для успеха продаж.

В сотрудничающих группах на работников оказывается большее давление для достижения цели. Сотрудничающие группы показали себя более эффективными, чем соревнующиеся группы, так как выполняемые ими задания требовали взаимодействия. Результат ухудшается, если стороны слишком остро конкурируют, подозрение и враждебность являются нежелательными побочными эффектами такой конкуренции.

Удовлетворенность результатом. Не всегда верно, что члены сотрудничающей группы чувствуют большее удовлетворение от результата своего труда, чем члены соревнующейся группы. Большое число исследований указывает на то, что чувство удовлетворенности основывается на ожиданиях работников и вознаграждении, которое они получают. Именно вознаграждение вызывает чувство удовлетворения, а оно различно в обоих типах групп. В сотрудничающих группах работник вознаграждается хорошим к нему отношением, похвалой, взаимной поддержкой и, возможно, премией или подарками. Работники соревнующихся групп могут быть вознаграждены самим фактом победы, повышением своей квалификации или признанием своих заслуг другими. Часть людей предпочитают конкуренцию и ее выгоды, другие находят более выгодным сотрудничество.

Групповое принятие решений

Рассмотрение данной темы было бы неполным без анализа проблемы группового принятия решений. Каковы, например, достоинства таких групповых методов принятия решений, как метод мозгового штурма, электронный митинг и др.? К достоинствам метода группового принятия решений можно отнести:

Разносторонний опыт;

Множественность вариантов;

Лояльность (готовность выполнять решения);

Законность;

Меньше субъективизма.

Вместе с тем при групповом принятии решений могут возникать проблемы:

- «размытая» ответственность;

Соглашательство;

Доминирование отдельных членов группы;

Групповые формы работы также предъявляют жесткие требования к коммуникации;

Увеличение времени для принятия решений.

Таким образом, групповому принятию решений следует отдать предпочтение, когда важны демократичность принятия решений и широкое участие всех членов группы в изыскании резервов для достижения поставленной цели.

Индивидуальное принятие решений, скорее всего, будет более эффективным в тех случаях, когда решение должно быть принято и сжатые сроки и необходима персональная ответственность за его последствия.

Для объективной оценки работы друг друга следует:

Начать с положительного;

Не критиковать работника как личность;

Концентрироваться на фактах;

Контролировать эмоции;

Говорить о том, что находится в сфере контроля (конструктивность критики);

Стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству.


Источники:

1) http://www.aup.ru/books/m17/4_1.html

2) Виханский О.В., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.:Гардарики, 2001.

3)Долбаев В.Л. Организационное поведение. – М.: ИКФ ЭКСМОС, 2002.

4) Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О.Организационное поведение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

5) Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. –М.: Дело, 2000.