Где учиться на педагога психолога. Психолого-педагогическое образование: кем работать? Колледжи специальность психология

Данная статья является результатом размышлений психолога-психотерапевта (по совместительству педагога-психолога) над проблемами реализации психолого-педагогического сопровождения, над актуальной потребностью системы белорусского образования в высококвалифицированных специалистах педагогах-психологах, над необходимостью осуществления качественно новой профориентационной работы в области практической психологии.

Психологи и их специализации

Еще в трудах А.Н. Леонтьева начала и середины 70-х годов 20 столетия не единожды отмечено, что «21 век - век психологии» (Леонтьев А.Н. Из дневниковых записей // Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв. В 2 т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 240-242).

И действительно, начало 21 века ознаменовано стремительным ростом и развитием практической психологии, которая внедряется во все сферы общественной, экономической и политической жизни людей.

Говоря о специализациях практических психологов, уместным является остановиться на следующем ниже неисчерпывающим себя списке.

  • Психолог детский - специалист, осуществляющий диагностику особенностей развития и психологической помощи, включая психокоррекцию. Детский психолог оказывает психологическую помощь детям, родителям и семье в целом. Поскольку проблемы и трудности ребенка тесно взаимосвязаны с образом жизни родителей, их отношением к ребенку и воспитанием, состоянием здоровья и психологическим климатом в семье, а также с общей семейной ситуацией.
  • Психолог организационный , или консультант по управлению, работает с организациями, управленческим составом, отдельными подразделениями для успешного развития последних, в условиях непрерывно меняющегося окружающего мира.
  • Психолог-консультант - психолог, осуществляющий психологическое консультирование. Такой специалист предоставляет компетентную информацию по запросу своего клиента для оптимального решения тех или иных жизненных, личных или деловых проблем.
  • Преподаватель психологии - теоретик (однако сегодня все чаще встречаются практические психологи, совмещающие преподавание), который помимо преподавательской деятельности имеет возможности для научно-исследовательской деятельности.
  • Спортивный психолог - это специалист, решающий такие задачи, как повышение эффективности тренировочного процесса спортсменов; создание психологических условий для достижения высоких показателей силы, ловкости и выносливости; психологическая подготовка к соревнованиям и многое другое.
  • Психолог-психотерапевт - это специалист, окончивший медвуз по специальности «Клиническая психология». Также психологом-психотерапевтом может являться практический психолог, который после окончания вуза прошел специальную подготовку в области психотерапии (например, психоанализ, психотравмотерапия, гештальт-терапия и др.), индивидуальной и групповой психотерапии, защитил супервизионно терапевтические сессии с клиентами и получил сертификат.
  • Педагог-психолог - это практический психолог, психолог-универсал, работающий в системе образования. Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
    - психодиагностика;
    - психологическое консультирование;
    - психологическое просвещение;
    - развивающая и психокоррекционная деятельность и пр.

Ремесленничество и мастерство

Основной проблемой сегодняшних дней является сложившаяся ситуация на рынке оказания психологических услуг, связанная с тем, что большое количество психологов посредственного уровня заполонили данную профессиональную нишу.

К таким специалистам применим термин «ремесленники», потому как обладают они низким уровнем своей компетентности, а следовательно, работают они правильно, но поверхностно. Они - просто исполнители.

И в действительности психологическая профессия очень престижна и может приносить стабильный высокий финансовый доход. Однако востребованными профессионалами-психологами могут быть лишь единицы. Это связано с тем, что наличие только высшего психологического образования не гарантирует последующей профессиональной успешности.

Мастерство психолога заключается в том, что он постоянно совершенствует свои знания и умения, неустанно стремится к личностному росту своей духовности и моральности, стремясь к совершенству и ведя за собой опекаемых им людей.

Что же можно посоветовать старшеклассникам 9-11 классов, желающим связать свою последующую учебную и профессиональную жизнь с психологией?
Как ориентировать ищущего свой путь молодого человека сделать не только правильный выбор, но и (с прицелом в будущее) увести его от ремесленничества?

Так сложилось, что все специализации, кроме педагога-психолога, субъективно являются сегодня более модными, высокооплачиваемыми. Однако именно от мастерства специалиста напрямую зависит его высокий уровень доходов, его слава и престиж, уважение и почитание.

Мастерство специалиста проистекает из его мудрости. Как утверждает американский психотерапевт Мэрилин Мюррей, мудрость - это знание +опыт.

В каждой из специализаций есть возможность профессионального роста, пополнения объема знаний в узкой области, приобретения опыта. Вот только, к сожалению, ни одна из специализаций, кроме «педагог-психолог», не позволит полноценно выйти из уровня «ремесленничества» на уровень «мудрый мастер». Сегодня «ремесленники» своим подавляющим большинством заполонили нишу психосопровождения человека.

Почему же так произошло? На наш взгляд, это связано с тем, что как только дело касается человека, в его системном единстве множества составляющих (антропологические особенности, семейно-родовые составляющие, социальные связи, потребности, духовность), узкий подход не оправдывает себя, так как подходит к человеку однобоко.

Подход «с одной стороны» не учитывает, например, что психоэмоциональное состояние спортсмена зависит не только от его уверенности в своих силах и ловкости, но от его травматического детского опыта, уровня его самооценки, семейных проблем и прочего.

Поэтому уникальные знания и последующий практический опыт, цельную разноплановую практику может преподнести исключительный синтез педагогики и психологии - профессия педагог-психолог.

Профориентация: профессия «педагог-психолог»

Плюсы выбора специализации «педагог-психолог» очевидны.

  1. Это уникальная возможность за короткий срок в несколько лет стать универсалом, системно подходящим к решению любой задачи или проблемы, что расширяет горизонты возможностей дальнейшего профессионального роста, даже в такого мастера как «психолог-психотерапевт» или любого другого специалиста.
  2. Помимо финансового роста заработной платы школьного психолога в соответствии с категориями, незамедлительно появляется возможность дополнительного заработка, потому что такой универсал востребован всегда в онлайн-консультировании, индивидуальной психокоррекции в частных условиях, в преподавании психологии и мн. др.
  3. Это удовлетворение престижных потребностей в уважении и почитании, которые непременно будут удовлетворяться в виде благодарности от людей и признания общественности.
  4. Педагог-психолог, осознавая свою миссию, параллельно обогащая свои знания и умножая опыт, начинает творить, удовлетворять свои духовные потребности, а профессиональный продукт становится еще более чистым, более объективным, более эффективным.

Педагогическая миссия психолога

Миссия - это самая важная ценность любого профессионала! Человек, не осознающий своей миссии, живет поверхностно, не понимая смысла своего существования. Профессионал-психолог, не понимающий своего предназначения - «пустышка» и очень опасен.
Как он может повести за собой клиента, если не знает и сам, куда идет?

Осознание своей миссии дело нелегкое!

Подумайте: что такого вы сделали или почти что сделали, что навсегда изменило мир?
Вот Эдисон придумал лампочку, кроманьонец - колесо, Будда - нирвану.
На свете есть много людей, которые сделали вещи, которыми мы не просто пользуемся - это ключевые для цивилизации вещи. Убери их - и всё рухнет! Попробуйте представить себе мир, в котором нет электрического света! Нет лампочек в подъездах, повсюду нагажено, по улицам ходят люди с факелами, и фраза «город горел вечерними огнями» означает совсем не то, что сегодня. Нормально?
А теперь представьте, что наша цивилизация не додумалась до колеса! Что будет? Бензиновые санки с турбонаддувом, лошади, гидросамолеты, или человечество начнет расселяться не по поверхности планеты, а вглубь её. А лампочки-то нет, только факелы. А под землей нефть, и оттуда открытый огонь. Ну как, складывается картинка?
Так что людей, которые сделали что-то действительно важное, с большой натяжкой ещё можно назвать избранными. Какова твоя миссия, избранный? (Mr. Freeman, культовый анимационный веб-сериал)
Человеку просто необходимо сформулировать миссию. Профессионалу жизненно важно выйти за пределы своего «ремесленнического» бытия, устремившись к мастерству.

Какой же он, педагог-психолог?

Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это - не быть Жертвой, как становиться Автором своей жизни.

Психолог-педагог - тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь - бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье. (Н.И. Козлов, Психология и педагогика, http://www.psychologos.ru/)

Педагог-психолог - тот, который не ремесленник, неустанно транслирует окружающим здоровый синтез заявляемых гуманистических ценностей и поведения, поступков, соответствующих заявляемыми ценностям.

Целеполагание уже сегодня (упражнение)

Поставьте для себя цель, которую желаете достичь.

Затем начертите линию «протяженностью» в 10 лет и пропишите, что вы сделаете через 1 год, что приблизит вас к заветной цели, что через 3 года, 5,7 и так далее.

2.5. Педагогические профессии и специальности

Функции педагога существенно различаются в зависимости от характера педагогической профессии и ее специальностей.

Профессия - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, тренер, преподаватель вуза. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей , под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии.

Так, в самой массовой педагогической профессии - учительской - выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель истории, учитель математики, географии и т. д. Своеобразной, как бы двойной является профессия педагога-психолога, об особенностях которой рассказано в главе 4.

Сейчас же отметим, что количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе (термин не совсем удачный), основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя.

В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.

Педагог-психолог как профессия. Учителя не всегда понимают, как найти индивидуальный подход к каждому ребенку, выявить и максимально развить его способности, справиться с проблемами, возникающими в учебно-воспитательном процессе. Причин тому несколько: нехватка времени на уроке,

загруженность учебными делами, не позволяющая уделить должное внимание воспитательной работе, нехватка специальных психологических знаний. В то же время в отечественной и зарубежной психологии накоплена обширная информация, которая дает возможность построить обучение и воспитание в школе на основе знания закономерностей психического и личностного развития детей школьного возраста.

Компетенция педагога-психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и на основе этого помогать педагогическому коллективу школы максимально эффективно использовать средства и методы учебно-воспитательной работы. Именно поэтому возникла необходимость введения в школах должности педагога-психолога, обладающего глубокими теоретическими и практическими знаниями как в педагогике, так и в психологии.

Что же входит в компетенцию педагога-психолога? Ответ на этот вопрос дает "Общая характеристика специальности 031000 Педагогика и психология (см. Приложение 2). Сразу оговоримся, что более подробно задачи, формы и методы работы педагога-психолога будут описаны в последующих главах данного пособия. В этом разделе речь пойдет лишь о самой общей характеристике профессии.

1. Психологическое обеспечение образовательного процесса . Данное направление является одним из основных в работе педагога-психолога и включает в себя разнообразные виды деятельности. Для того чтобы обеспечить образовательный процесс, психолог должен иметь соответствующие знания об особенностях его протекания, возрастных особенностях детей, развитии их познавательной сферы (внимания, памяти, мышления, речи) и сферы общения. Он должен уметь проводить наблюдение за детьми и диагностику (психологическое тестирование и опрос) с целью выявления перечисленных выше особенностей. На основе результатов наблюдения и диагностики педагог-психолог организует работу по коррекции и развитию у детей способностей, умений и качеств личности, необходимых для успешного усвоения знаний.

Педагог-психолог проводит работу как с "обычными" учениками, так и с одаренными учащимися, и детьми, имеющими проблемы в обучении или поведении. Для этого он также должен обладать соответствующими знаниями, методами

диагностики, коррекции и развития в области работы с одаренными, с отстающими детьми и с детьми, имеющими отклонения в поведении.

Учителя, администрация школы и родители также являются участниками процесса образования. Педагог-психолог организует и проводит работу и с ними. Это может быть просвещение (обучение педагогов и родителей основам психологических знаний), консультирование, помощь в решении сложных случаев в процессе обучения и воспитания.

2. Работа по социализации и формированию общей культуры личности , в том числе психологической культуры учеников, педагогов и родителей. В процессе социализации ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, нормы и правила, которые помогут ему стать полноправным гражданином и членом современного ему общества. Социализация осуществляется прежде всего в семье и школе, при этом семья больше влияет на формирование норм поведения и ценностных ориентации ребенка, а школа - на общую социальную ориентацию. В этой связи важно, в какой среде растет и формируется ребенок, какие нормы, ценности, психологические знания и навыки он усваивает. Помимо просвещения, педагог-психолог призван проводить работу по коррекции социального окружения ребенка (в случае необходимости), формированию у него соответствующих навыков поведения в современном демократическом обществе. Работа по развитию личности ребенка, его умения общаться с людьми в самых разных ситуациях - часть деятельности педагога-психолога по социализации ребенка.

3. Содействие охране прав личности . Охраной прав ребенка занимаются несколько государственных служб (например, органы социального обеспечения, органы образования). Занимаются ею и некоммерческие (правозащитные и общественные) организации. Однако они не имеют непосредственных связей с детьми, поэтому педагог-психолог, пользующийся доверием ребенка, наблюдающий его в реальной ситуации обучения и общения в семье, призван стать своего рода "адвокатом", обращающим внимание соответствующих служб и организаций на реальное ущемление прав ребенка в семье или в школе. В своей работе он руководствуется Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН (Приложение 1), требования которой обязательны к исполнению и на территории России, а также Законом "Об образовании" и другими законодательными актами.

4. Работа по гармонизации социальной среды образовательного учреждения . Каждое образовательное учреждение имеет свою социальную среду, которая подразделяется на внешнюю (микрорайон школы; влияние на школу требований со стороны общества в целом и микросоциума в лице родителей, других образовательных учреждений, предприятий и организаций) и внутреннюю (социально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах школы). Во взаимоотношениях с внешней средой ведущую роль играют администрация школы и педагогический коллектив. Педагог-психолог может внести свою лепту, занимаясь психологическим просвещением родителей, готовя учеников к самостоятельной жизни с учетом социального заказа общества, профиля работы, региональных требований, а также специфики предприятий и учебных заведений.

Большую роль педагог-психолог играет в гармонизации внутренней среды образовательного учреждения. Взаимоотношения в триаде администрация - педагог - ученик не всегда протекают гладко и требуют пристального внимания со стороны педагога-психолога. То же относится и к общению внутри педагогического и ученического коллективов. Диагностика проблем в общении, оптимизация взаимодействия – лишь часть работы педагога-психолога в этом направлении. Большого внимания требуют и дети с отклоняющимся поведением.

Основные понятия: педагог, учитель, профессия, специальность, педагогические способности, педагогическая направленность, педагогическое мастерство, педагогическая техника, профессиональная компетенция, социализация, социальная среда.

Проблемные вопросы и практические задания

  1. Согласны ли вы с утверждением, что по мере развития общества роль педагогической деятельности возрастает? Почему?
  2. Подготовьтесь к дискуссии на одну из тем, которую определит преподаватель: "Престижны ли педагогические профессии?", "Учительская профессия: "за" и "против", "Каким быть современному педагогу? "
  3. Проверьте себя по тестам на готовность работать с людьми.
  4. Проанализируйте, какие профессионально значимые качества у вас развиты хорошо, какие - недостаточно.
  5. Попробуйте сказать короткую фразу ребенку с максимальным количеством оттенков.
  6. Попробуйте при помощи пантомимики объяснить своему товарищу какое-то несложное задание ("сдай книгу в библиотеку" и т. п.).
  7. Напишите творческую работу на одну из предлагаемых тем: "Учитель в моей жизни", "Мой педагогический идеал", "Я могу стать педагогом, потому что..,"
  8. Почему возникла необходимость введения в образовательных учреждениях должности педагога-психолога? Каковы его основные функции?

Тесты для самоконтроля

1. Какова основная социальная функция (назначение) педагога:

а) передает обобщенный опыт старших поколений; б) учит детей; в) воспитывает детей?

2. Чем прежде всего обусловливается большая занятость педагога:

а) постоянной необходимостью работать над собой (повышать профессионализм); б) большим количеством совещаний; в) необходимостью брать большое количество уроков, чтобы заработать?

3. Какое нравственное качество является важнейшим для педагога:

а) любовь к детям; б) ответственность; в) патриотизм?

4. Какой компонент педагогической деятельности связан с умением устанавливать и поддерживать контакт с людьми:

а) конструктивный; б) коммуникативный; в) ценностно-ориентационный?

5. Что такое профессиональная педагогическая направленность:

а) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность; б) комплекс качеств личности, обеспечивающих успешность педагогической деятельности; в) устойчивый интерес к педагогической деятельности?

6. Педагогическое мастерство - это:

а) высокий уровень развития педагогических способностей; б) высокий уровень владения профессиональной педагогической техникой; в) комплекс качеств, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности?

7. Что такое педагогическая техника:

а) основные способы работы с учащимися; б) требования к организации педагогического процесса; в) совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом?

8. Какова основная задача педагога-психолога в школе:

а) проводить исследования; б) осуществлять психологическую помощь детям в обучении и развитии; в) помогать учителям в решении возникающих проблем?

- Расскажите о себе и о своей профессии. Кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

Я родилась в канун дня учителя и, наверное, это было непростое совпадение. Моя профессия - педагог-психолог. Семнадцать лет работаю в специализированном учреждении, клиентами которого являются дети с ограниченными возможностями здоровья.

- Почему Вы выбрали эту профессию?

У меня был хороший пример для подражания, в своей семье я не единственный педагог. Моя мама сорок лет проработала в системе профессионального образования, а ее отец в послевоенные годы преподавал в начальной школе.

- Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Я занимаюсь одной из отраслей психологии, которая называется специальная психология. Цель моей деятельности - помочь детям с каким-либо нарушением пройти важные этапы социализации, создать максимальные условия для дальнейшего развития.

- Что является самым сложным в Вашей работе?

Самое сложное в моей профессии - помочь родителям принять своего «не совсем здорового ребенка». Лишь малая доля таких родителей не стыдятся своих детей и адекватно воспринимают сложившуюся жизненную ситуацию.

- Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?

С каждым годом я все больше и больше люблю свою профессию. Сейчас мне во многом помогает мой профессиональный опыт. Я думаю, что из меня не получился бы финансист, как этого хотела моя мама. Всё же моё призвание - это дети.

Когда я обучалась в вузе, моими сокурсниками были люди с начальным медицинским образованием. Не все выпускники медицинского колледжа в дальнейшем продолжают работу по профессии и, как альтернативу, могу им порекомендовать свою профессию.

- О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Хочу предупредить, что работать придется не только с проблемными детьми. В специальной работе нуждается и семья, в которой воспитывается аномальный ребенок. И работа ведется с использованием специальных методов, а иногда и с участием врача.

- Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Изучить все отрасли психологии сложно, я поняла это, окончив факультет психологии «СамГПУ». Мой выбор пал на более узкое направление, что привело меня на факультет дефектологии того же университета. Имею два диплома о высшем образовании.

- Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Психолог-практик должен быть душевным человеком, умеющим сочувствовать чужому горю и скромно сопереживать с клиентом его проблемы, терпеливо проходя с ним сложный и очень трудный путь выхода из того состояния, в котором оказался человек.

- Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

В наше время существует много консультативных центров, работающих на платной основе. Я считаю, что настоящий психолог-практик должен ощущать моральное удовлетворение от сделанного добра, от оказанной честной помощи.

Интервью провела Арина Апанасова, ученица 9-го класса

Профессия педагог-психолог


Дети в школе обычно очень радуются, когда на урок приходит психолог и предлагает ответить на вопросы опросного листа или поиграть в игру. Это намного интереснее, чем контрольная работа по математике. Педагог-психолог - это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.

Представитель этой профессии должен быть в каждом лагере, детсадовском учреждении, школе и других образовательных учреждениях. Педагог-психолог как профессия в нашей стране появилась около 20 лет назад. Именно в начале 90-х годов стали уделять больше внимания проблемным детям, подготовке ребят к школе. Проблемы бывают не только у взрослых и это надо понимать. Специалист может найти причину отставания в учёбе конкретного школьника, устранить её и тогда он сможет заниматься наравне со сверстниками.…

Эта профессия имеет огромное значение в жизни ребёнка и его родителей. Родители, даже если видят какие-то отклонения в развитии чада или проблемы в общении со сверстниками, зачастую не знают, как ему помочь. Не замечать проблемы - не выход, это только усугубляет моральную подавленность ребёнка. На помощь в решении сложных ситуаций приходит педагог-психолог, который на основе имеющегося опыта, знаний может повернуть происходящее в нужное русло. Каждый маленький человек это уже индивидуальность, которая сталкивается с недетскими проблемами - непонимание окружающих, проблемы в общении со сверстниками, отставание от школьной программы, излишняя зажатость или агрессивность, отклонения в личностном развитии. Если учителя не знают, как наладить атмосферу в коллективе, то психолог обязан оказать необходимую психологическую и педагогическую помощь не только ученикам, но и их родителям.

Педагог-психолог должен быть доброжелательным и терпеливым. Дети не всегда готовы идти на контакт с чужим человеком, поэтому понадобится приложить магию убеждения, много сил и терпения, чтобы человек раскрылся. Специалист должен вызывать доверие и искренне сопереживать, пытаться помочь. Ведь работа заключается в том, чтобы слушать и слышать проблемы других людей. У школьного психолога должен быть гуманитарный и аналитический склад ума, для того чтобы, например, придумать игру, завлечь в неё участников и сделать верные выводы.

Дети, как принято говорить, цветы жизни. С этими «цветами» психологи проводят почти всё своё рабочее время. У них тоже можно многому научиться. Наблюдать, как подросток мужественно справляется со своими проблемами, делает выводы и начинает жить спокойной жизнью - счастье для любого педагога-психолога. Главная проблема специалиста как это не парадоксально звучит - родители. Невозможно ребёнка оградить от проблем вне школы; мама и папа могут пить алкоголь, бить детей, на них невозможно повлиять и объяснить, как страдает их дитя.

Педагог-психолог должен получить высшее психологическое образование. Есть различные курсы повышения квалификации, переподготовки кадров.