Понятие субъекты и объекты финансовой системы. Субъекты финансовой системы рф. Понятия финансовая система и ее звенья

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и других хозяйствующих субъектов. Потребности в финансах есть и у домашнего хозяйства, но экономическая наука не всегда рассматривает домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Финансовую систему можно представить в виде рис. 48.

Наличие финансов у хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций) обусловлено потребностью в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность: им нужны оборотные средства, инвестиции в основной капитал. Выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется на удовлетворение их потребностей в финансовых ресурсах.

Особенно значительны потребности в деньгах у государства. Благодаря финансам, государство участвует в регулировании экономики, в содержании социально-культурной сферы, в защите природы, обеспечивает безопасность страны и граждан.

Поскольку основой рыночных отношений является частная собственность, существует необходимость её страхования , которое образует самостоятельную сферу финансов. При этом в страховании есть как личные так и общественные потребности для защиты от случайностей и неблагоприятных условий. С этой целью создаются финансовые ресурсы страхования.

Свободные денежные капиталы аккумулирует система кредитования, которая затем предоставляет их в ссуду фирмам, правительству, гражданам.

В кредитной системе также создаются финансовые отношения между хозяйственными субъектами.

На рис. 49. стрелками обозначены многочисленные финансовые потоки, которыми связаны хозяйственные субъекты – носители финансовых отношений.

Государство воздействует на финансы своей политикой. Главная цель финансовой политики государства – обеспечить финансовыми ресурсами материальную базу любых преобразований в обществе.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для выполнения государством своих функций.

В периоды стабильного развития экономики финансовая политика (внутренняя и внешняя) обеспечивает развитие и сокращение существующей хозяйственной системы. В период революционных изменений, в переходный период финансовая политика направлена на формирование новой системы хозяйственных отношений на основе нового перераспределения финансовых ресурсов.


Рис. 49. Финансовые потоки субъектов финансовой системы.

3. Государственный бюджет и финансовое регулирование экономики

Мировая практика развития рыночных отношений настоятельно доказывает необходимость государственного регулирования экономики: обострение социальных проблем, необходимость инвестиций нерентабельных, но необходимых для общественного воспроизводства предприятий, кризисы, безработица, конкуренция на мировом рынке.

Основную роль в государственном регулировании выполняют государственные финансы.

Государственные финансы в виде централизованных денежных фондов есть государственный бюджет.

Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.


Рис. 50. Функции бюджета

Бюджет дает возможность сосредоточить финансовые ресурсы государства на важнейших участках экономики. Сущность бюджета реализуется через его функции.

Распределительная роль бюджета состоит в концентрации денежных ресурсов в руках государства и их использовании для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Контрольная – заключается в том, что бюджет путем использования денежных средств отражает экономические процессы, которые осуществляют структурные звенья экономики страны.

При этом между предприятиями, учреждениями и населением на основе доходов и расходов государственного бюджета складываются финансовые отношения, а точнее это – бюджетные отношения .

Доходная и расходная части бюджета – это особые экономические формы, при помощи которых идет перераспределение финансовых ресурсов.

Доходы государственного бюджета – это отношения государства с предприятиями, организациями и гражданами при формировании бюджетного фонда страны: это различные платежи и сборы в виде денежных средств, собираемых в бюджетный фонд.

Налоги – это обязательные платежи в определенных законом размерах и сроки.

В современных условиях налоги выполняют двоякую роль: фискальную и экономическую.

Фискальная функция состоит в сборе денежных средств для создания государственных фондов и материальных условий для функционирования государства.

Экономическая функция налогов означает, что они как перераспределительное средство влияют на воспроизводство: стимулируют или сдерживают его темпы, усиливают или ослабляют накопление капитала, расширяют или сокращают платежеспособный спрос населения.

В результате этих финансовых отношений складывается налоговая система , которая включает виды налогов и порядок их сбора, это так называемый налоговый механизм. Кроме налогов в бюджет поступают сборы: за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы и др.

Доходная часть бюджета регулирует экономические процессы через установление налоговых ставок и налоговых льгот. Проблема установления налоговых ставок и льгот стоит перед любым правительством. Существует зависимость дохода государства от величины налоговой ставки. Графическое изображение этой зависимости называют «Кривой Лаффера».

Согласно кривой Лаффера до точки М большее значение налоговой ставки будет обеспечивать большую величину налоговых поступлений. Однако дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к снижению стимулов производства. В результате чего величина национального дохода, облагаемого налогом, сократится до такого уровня, когда величина налоговых поступлений снизится. Из этого следует, что при ставке налога большей О m , снижение налогов приведет к росту налоговых поступлений.


Рис. 51. Кривая Лаффера

Государственный бюджет имеет и расходную часть.

Расходы бюджета – это экономические отношения, существующие в связи с распределением денежных средств государства их расходованием на нужды хозяйства и на выполнение государственных функций.

Бюджетные средства расходуются:

На нужды народного хозяйства;

На социально-культурные программы;

На оборону;

На управление.

Расходы на нужды народного хозяйства включают финансирование из бюджета экономических программ развития и совершенствования производства, инвестиции на природоохранные мероприятия, на новые технологии.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия включают развитие образования, культуры, медицинского обслуживания населения, социальное обеспечение нуждающегося в этом населения страны.

Основное место в расходах на оборону составляют закупки вооружения и военной техники, затраты на содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ, на военное строительство.

Есть расходы и госаппарата управления по выполнению своих функций, а также управленческие расходы государственных предприятий, организаций, учреждений.

Расходная часть бюджета имеет цель финансового регулирования экономики через систему государственных расходов. Имеется целевое направление средств бюджета, предусмотренное финансовыми планами. Основные государственные расходы составляют в:

Коммерческой сфере – капитальные вложения и финансирование оборотных средств;

Некоммерческой – зарплата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения, социальные выплаты и т.д.

В целом бюджет призван регулировать экономику через его доходы и расходы.

4. Государственный долг

Он имеет прямое отношение к бюджету государства, т.к. возникает по поводу превышения расходов над доходами и составляет дефицит бюджета .

Современная экономическая теория рассматривает его с разных позиций.

Экономисты-кейнсианцы утверждают, что умеренный бюджетный дефицит существует во благо экономики, т.к. позволяет увеличить совокупный спрос путем финансирования расходов государства.

Другие экономисты считают дефицит бюджета нежелательным, т.к. он означает неудовлетворенность общественных потребностей, которая порождает негативные экономические последствия.

Рассмотрим главные причины дефицита бюджета:

1. осуществление крупных государственных вложений в экономику, с чем связано государственное регулирование экономики;

2. чрезвычайные обстоятельства, стихийные бедствия, войны.

Дефицит бюджета по этим двум причинам называют еще структурным дефицитом .

3. Циклическое падение производства, кризисные явления в экономике, неспособность правительства контролировать финансы в стране.

Это так называемый циклический дефицит . В целом бюджетный дефицит существует во всех странах. Для преодоления бюджетного дефицита используются следующие меры:

Сокращение бюджетных расходов;

Эмиссия денег;

Изыскание дополнительных источников доходов;

Внешний долг;

Внутренний долг.

Одалживание денег есть государственный кредит , поэтому государственный долг есть сумма непогашенного государственного кредита, накопленная за все время существования страны.

Последствия государственного долга – это необходимость выплаты внутреннего и внешнего долгов, что означает сокращение потребления для населения данной страны. Долг приводит к вытеснению частного капитала, что ограничивает дальнейший рост экономики. Долг приводит к увеличению налогов для расчета государства, а это является стимулом для экономической активности участников производства.

Государственный долг способствует перераспределению доходов в пользу держателей только государственных облигаций. Поэтому существует необходимость управления государственным долгом . Под этим понимается совокупность действий государства по выплате и регулированию суммы государственного кредита и по привлечению новых заемных средств.

Погашение государственных займов и выплата процентов производятся или из бюджетных средств, или за счет рефинансирования – выпуска новых государственных займов затем, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Управление государственным долгом осуществляют методами конверсии и консолидации.

Конверсия – это изменение условий займа в смысле доходности, т.е. уменьшения или увеличения размеров выплачиваемых процентов по займам.

Консолидация – это изменение условий займа, связанное со сроками, т.е. может быть превращение краткосрочных обязательств в средне- и долгосрочные.

В целом крупные бюджетные дефициты и государственный долг могут создать много серьезных проблем в экономике. Поэтому правительства большинства стран в настоящее время перешли от политики дефицитного финансирования (накачивание финансами экономики за счет бюджетного дефицита) к политике, основанной на неоклассической теории. Суть её в том, что государство использует национальный доход неэффективно, в отличие от частного сектора. Поэтому масштабы перераспределения национального дохода через бюджет должны сокращаться, должны замедляться темпы роста доходов и расходов бюджетов. Здесь особое внимание уделяется сбережениям, поиску стимулов для их роста. Одним из путей является снижение налогов, переход от прогрессивного налогообложения к пропорциональному. С этой целью во многих странах мира были проведены налоговые реформы. Стимулирует рост сбережений переход от подоходного налога к налогам на потребление, которые касаются только части дохода, идущего на потребление, а доход, используемый для сбережений, не облагается налогом. Такая политика направлена на сокращение государственных расходов.

Основные понятия и термины

Финансы

Финансовые ресурсы

Финансовая система

Государственный бюджет

Налоговая система

Ставка налога

Бюджетный дефицит

Государственный долг

Управление государственным долгом

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличаются финансы от других экономических категорий?

2. Каким образом государство через бюджет регулирует экономику?

3. В чем взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга?

Литература

1. Курс экономической теории: Учебник – 4-е дополнительное и переработанное издание – Киров: «АСА», 1999.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т.1. – М., 1992.

3. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. – М., 1992.

4. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991.

ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

1. Необходимость государственного регулирования в рыночной экономике. Кейнсианская теория.

2. Антициклическое регулирование. Распределение доходов. Социальные программы.

1. Необходимость государственного регулирования в рыночной экономике. Кейнсианская теория

Ответы на глобальные вопросы: почему нужно управлять национальным хозяйством страны? Какова цель государственного управления, экономического регулирования в целом? – дает макроэкономика.

В макроэкономике выделяют три основных объекта управления:

1) совокупное производство, т.е. общее производство всех предприятий, которые создают материальные блага;

2) совокупный общественный продукт, т.е. все блага (продукты и услуги), изготовленные в стране за определенный период;

3) совокупные потребности всех членов общества.

Эти «три кита» представляют макроэкономическую структуру общества, что отражено в рис. 52.

Между этими объектами существует прямая и обратная связь. Главной целью макроэкономического регулирования является постоянное поддержание народнохозяйственных пропорций .


Рис. 52. Макроэкономическая структура общества.

Важнейшими являются 2 взаимосвязанных пропорции макроэкономики.

1) Равенство объемов :

Производства всех благ;

Совокупного общественного продукта;

Совокупных потребностей общества.

2) Соответствие друг другу структур :

Общественного производства (его отраслевой состав);

Совокупного общественного продукта (его деление на все виды благ);

Общественных потребностей (все виды).

Нарушение этих пропорций по объему или по структуре приводит экономику к разного вида кризисам (перепроизводства, дефицита, структурным). Необходимость поддержания этих пропорций подтверждает наличие в макроэкономике закона о пропорциональном развитии. Независимо от воли и желания людей существует условие стабильного развития хозяйственной системы. Этим условием является постоянное поддержание соответствия друг другу объемов и структуры совокупных величин – производства, общественного продукта и потребностей. В этом - содержание закона пропорционального развития. Нарушение указанных пропорций проявляется в:

Структурных кризисах;

Экономических кризисах;

Массовой безработице;

Инфляции.

Именно для постоянного поддержания этих пропорций в экономике необходим особый хозяйственный механизм или регулятор.

Макроэкономический регулятор – это способ организации и регулирования национального хозяйства. Регулирование предполагает:

Объединение хозяйства нации в единую систему;

Направление производственной деятельности всех низовых звеньев экономики;

Распределение труда и средств производства по отраслям в соответствии с общественными потребностями;

Стимулирование эффективного хозяйствования.

В условиях развитого товарного производства появилась рыночная система регулирования национальной экономики. Закон пропорционального развития здесь проявляется как закон равновесия спроса и предложения.

Механизм рыночного саморегулирования имеет ограниченные возможности действия, т.к. он в состоянии действовать только при определенных условиях:

1) наличии на рынке массы мелких и независимых товаропроизводителей;

2) развитии свободной конкуренции;

3) полном саморегулировании рыночных цен.

Однако в начале XX в. на рынке свободная конкуренция была заменена монополией и олигополией. Механизм рыночного регулирования был разрушен, т.к. действие законов спроса и предложения в ценообразовании перешло к установлению монопольных цен на подавляющую часть продукции. Таким образом, рынок уже не может оказывать регулирующего воздействия на производство через рыночные цены. Монопольные цены подорвали равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. На страны Запада в 1929-1933 гг. обрушился мировой экономический кризис. Экономисты предполагают что «короткая волна» обычного экономического цикла слилась с «длинной волной» (повторяющейся примерно один раз в 50 лет) и в результате случилось удвоенное по глубине падение производства.

Так, например, выпуск промышленной продукции сократился на 40%, безработица возросла, а реальные доходы населения снизились на 60%. Поэтому теория о рыночном саморегулировании, прежде всего производства и потребления на уровне макроэкономики, была подвергнута критике. Кризис перепроизводства показал, что стихийная рыночная экономика не может обеспечить равновесия совокупного предложения и спроса, не избавляет общество от кризисов, от безработицы. Кроме того, в начале XX в. на смену «совершенной» или «чистой» конкуренции пришла «несовершенная», т.е. монополии и олигополии стали господствовать в отраслях промышленности и сферы услуг. На практике появилась необходимость создавать новый механизм выравнивания совокупного спроса и предложения. Стало очевидным, что национальная экономика нуждается в ином, кроме рыночного, макрорегуляторе. В это время английский экономист Джон Кейнс (1883-1946) в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) обосновал новую теорию о необходимости государственного регулирования экономики. Главный принцип теории: регулятором национальной экономики является не рынок, а государство. Кроме своих политических функций оно осуществляет и экономические функции.

Государство само становится ведущим субъектом рыночной экономики. Для этого различными путями создается государственный сектор в экономике:

Путем национализации (огосударствления) собственности через выкуп её у других субъектов;

Через создание новых предприятий в отраслях промышленности за счет инвестиций государства.

Созданная крупная собственность в решающих отраслях промышленности сегодня позволяет государству стать ведущим рыночным субъектом.

Второй принцип в теории Кейнса: прогнозирование и планирование национальной экономики.

Основной государственного регулирования считаются научные прогнозы развития страны на год (краткосрочные), на 3-5 лет (среднесрочные) и 10-20 лет (долгосрочные). В таких прогнозах заложены народнохозяйственные пропорции, которые определяются с помощью национальных счетов и межотраслевых балансов. Существует к тому же ещё и государственный план, который выражает стратегическое направление и основные задачи социально-экономического развития страны.

По степени обязательности в рыночной экономике различают два вида планов:

Директивный или строго обязательный для выполнения его государственными предприятиями;

Эти планы даются частным фирмам через государственные заказы, которые обеспечиваются ресурсами и, кроме того, являются весьма прибыльными. Государство на конкурсной основе выбирает фирмы, которые получают эти заказы.

Теоретические выводы Дж. Кейнса были использованы для выхода из кризиса сначала в США, затем в других странах. Сегодня, например, Япония имеет 30-летний опыт государственного планирования в условиях рыночной экономики. Большинство японских компаний строят свою производственно-коммерческую деятельность в соответствии со средне- и долгосрочными планами социально-экономического развития, которые являются индикативными. С 1956 г. в Японии успешно выполнены 10 таких планов. В 1987 г. японское государство утвердило «комплексные планы национального развития», которые имеют цель «обеспечивать основу сбалансированного развития страны». Пример Японии убедительно доказывает, что и в условиях рыночных отношений государственное регулирование в виде планирования является эффективным и важным условий стабильного экономического роста.

Таким образом, произошло соединение силы государства и монополистического капитала на уровне макроэкономики. При этом важной задачей государственного регулирования по теории Дж. Кейнса является обеспечение высокого объема «эффективного спроса», который приводит к росту доходов. Государство способствует развитию двух видов спроса:

1) спрос населения на предметы потребления;

2) спрос предпринимателей на средства производства.

Результатом роста того и другого видов спроса является повышение занятости и благосостояния населения, а также увеличение прибылей частных фирм. Государство при этом с ростом спроса увеличивает расходы на экономику. Из бюджета как планируемые расходы. Такие расходы государства составляют сумму, которую само государство, фирмы и домашние хозяйства планируют израсходовать на товары и услуги. Эти расходы можно выразить в формуле:

где E – сумма расходов;

С – сумма потребления;

I – инвестиции;

G – государственные закупки.

Структура подобных расходов в разных странах показана в таблице 9.

Таблица 9

Планирование расходов в некоторых странах, в %

Интересно, что Дж. Кейнс не признавал неизбежности массовой безработицы при регулировании государством национальной экономики.

2. Антициклическое регулирование. Распределение доходов. Социальные программы

Государство регулирует экономику и через распределение правительством дефицитного сырья и оборудования, через контроль над ценами и заработной платы, над капиталовложениями, через увеличение военных заводов и заказов. Такие экономические меры государства помогают монополиям выходить из кризисных ситуаций с наименьшими потерями. Монополии используют государственные ресурсы в целях своего обогащения: они продают государству товары, услуги, а получают выгодные государственные заказы, пользуются льготными кредитами и субсидиями. Кроме того роль государства проявляется и в регулировании сельского хозяйства. Государство скупает у фермеров сельскохозяйственные «излишки» и создает свой государственный рынок, который нужен для многих товаров.

Являясь активным участником денежно-кредитных отношений, государство имеет в своей собственности банки, выпускающие государственные банкноты, займы, дает монополиям кредиты. Государственный сектор в экономике является гарантией выполнения социально-экономических программ на уровне макроэкономики.

Принципы кейнсианской теории государственного регулирования использовались правительствами США, Англии и других западных стран с 50-х гг. до середины 70-х гг. Эта политика получила название планируемого и регулируемого капитализма. Она обеспечила наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической экономики за послевоенное время.

В либеральной рыночной экономике каждая фирма стремится получить максимальную прибыль в ущерб социальной справедливости. После второй мировой войны макроэкономические задачи в странах Запада определялись самим государством. Правительства впервые объявили своей целью на уровне национальной экономики «борьбу против бедности» и достижение «всеобщего благосостояния». В итоге в западных странах в современную эпоху информационного общества сложился новый вариант рыночной экономики – социально-ориентированной.

В чем основные отличия такой экономики? Каким образом в ней распределяются доходы?

Во-первых, в отличие от свободной рыночной экономики, которая основана на господстве частной (единоличной) формы собственности, в социально-ориентированной рыночной экономике необходимым считается наличие разных форм собственности, в том числе – государственной.

Во-вторых, в социально-ориентированной экономике все граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами, которые они могут отстаивать по суду. Правительство существует для гарантии всем гражданам таких прав и содержится за счет средств всех налогоплательщиков. Поэтому граждане через демократические суды имеют возможность влиять на политику правительства, защищать тем самым свои законные социально-экономические интересы.

В-третьих, в социально-ориентированной экономике государство создает и гарантирует условия для лучшего удовлетворения наиболее важных общественных потребностей в интересах всего населения страны. Для этого государство содержит и развивает социальную инфраструктуру: образование, здравоохранение, культуру и многие другие отрасли нематериального производства и услуг. Поэтому государство добивается роста расходов на новые социальные программы. Например, правительство США для борьбы с бедностью с 1964-1984 гг. израсходовало 66 млрд. долл. только на пособия в натуральной форме или 1,7% ВНП, сократив бедность примерно в 2 раза.

Во многих западноевропейских странах расходы на социальные выплаты и программы еще более значительны. В настоящее время в ООН рассчитывается обобщающий показатель – индекс человеческого развития. Этот показатель есть средняя из трех величин:

1) валового внутреннего продукта на душу населения;

2) продолжительности жизни;

3) уровня образования людей 25 лет и старше.

Причем, этот расчет идет в каждой стране по отношению к уровню этих трех показателей, достигнутых как наивысшие в мире. Например, наивысшая продолжительность жизни в 1990г. была в Японии 78 лет, среднее число лет обучения в Северной Америке – 12 лет. По таким наивысшим показателям рассчитанный в 1990г. индекс человеческого развития лучшим был в Канаде (+0,982), на втором месте Япония (0,98) и на 33-м месте СССР (0,875).

В-четвертых, государство перераспределяет с помощью налогов личные доходы граждан. Оно осуществляет вторичное распределение доходов в целях некоторого выравнивания уровней жизни населения страны, особенно той части, которую рыночная экономика бросает на произвол судьбы (многодетные семьи, инвалиды, безработные).

В-пятых, социальной опорой такого общества в настоящее время является средний класс населения (по доходам). Причем, семьи делятся на 3 основных класса:

1) богатый класс, составляет 10-15%;

2) средний класс – 70-80%;

3) бедный класс – 15-20%.

Именно такое соотношение обеспечивает социальную стабильность в обществе. Причем, эту стабильность государство поддерживает созданием так называемых социальных фондов: страхования, пенсий по старости и инвалидности, всю социальную инфраструктуру, куда входят учреждения здравоохранения, образования, переподготовка работников, выплаты и услуги ветеранам. Например, в бюджете США расходы на социальные нужды составляют 40%.

В современных условиях государство в странах Запада эффективно участвует в перераспределении национального дохода через свой бюджет. В руках государства сейчас сосредоточены как налоги с доходов граждан, так и взносы на все социальные программы. В доходах промышленного рабочего Запада доля социальных взносов составляет от 9-17%, доля прямых налогов 19-20%. Однако, большая часть этих средств возвращается населению в виде трансфертных платежей, т.к. на эти средства государство обеспечивает бесплатное школьное образование, бесплатное или частично оплачиваемое здравоохранение, дешевое государственное жилье, пенсии, пособия по болезни, по безработице и другую государственную помощь населению.

В нашей стране в условиях СССР социальная инфраструктура имела форму общественных фондов потребления – материальных, культурных благ и услуг, которые поступали в совместное или индивидуальное потребление сверх оплаты по труду. В 1990г. такие выплаты в среднем на одного рабочего и служащего составили 40% к уровню зарплаты промышленного рабочего. Хозяйственный опыт многих стран мира доказывает, что социальные фонды государства имеют решающую роль в создании научного, социального и культурного потенциала общества для его будущего развития. Здесь реально государство обеспечивает демократическую направленность национального хозяйства, социальную защиту нетрудоспособности членов общества, решение социально-демографических задач (укрепление семьи, помощь многодетным, качество образования и медицинского обслуживания).

Кроме удовлетворения общественных потребностей в «коллективных благах», перераспределения доходов, разделения и содержания социальной инфраструктуры государство выполняет функцию обеспечения экономики нужным количеством денег и регулирования «внешних» (или побочных) эффектов деятельности участников рыночных отношений. Деятельность производителей и потребителей порождает внешние для рынка эффекты , которые могут не иметь денежной оценки, но реально влияют на благосостояние всего общества. Внешние эффекты могут как положительными так и отрицательными: например, строительство водоканала окажется благоприятным для посевов других сельскохозяйственных культур, а строительство газопровода грозит опасностью взрывов для других. Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Важнейшее значение имеет регулирование внешних эффектов, связанных с экологией. Рыночная экономика, ориентированная на спрос, столетиями стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот. Понадобились специальные меры государства для уменьшения негативных последствий воздействия рыночной конкуренции на окружающую среду.


Рис.53. Экономические регуляторы

Итак, если сгруппировать основные функции государства в регулировании экономики, то они следующие:

1) Правовые регуляторы. Государство обеспечивает на основе правового законодательства эффективное регулирование производства. Здесь играет роль атимонопольная деятельность государства, обеспечение условий развития рыночной конкуренции.

2) Административные регуляторы. Они достаточно ограничены, их применение должно быть минимальным.

3) Экономические регуляторы. Это государственное ориентирование общественного производства с вариантом социально-экономического развития. С этой целью осуществляется экономическое программирование или индикативное (рекомендательное) планирование.

Кроме выполнения функций регулирования государство действует в рыночной экономике как самостоятельный хозяйствующий субъект на основе собственности или государственного сектора. Это совокупность предприятий различных отраслей. Проблема функционирования государственного сектора в его низкой эффективности, т.к. госпредприятия гораздо меньше зависят от рыночной конкуренции и обеспечены экономической поддержкой государства во все периоды. Поэтому поиски оптимальных пределов огосударствления собственности, а также проблема разгосударствления (приватизации) остаются общими проблемами большинства стран мира.

В последние десятилетия сформировалась смешанная экономика, – которую представляют государственно-частные предприятия и корпорации.

Иногда государство, не являясь единственным собственником, осуществляет жесткий контроль над смешанной собственностью. Этот новый сектор в макроэкономике называют «третьим», т.к. он является и не частным и не государственным.

Основные понятия

Закон пропорционального развития макроэкономики

Макроэкономическое равновесие рынков

Рыночный механизм саморегулирования

Кейнсианство

Государственное регулирование экономики

Перераспределение доходов

Прогнозирование

Трансфертные платежи

Вопросы для самопроверки

1. Какое состояние рыночной экономики можно назвать нормальным?

2. Осуществлена ли в России модель рыночного саморегулирования?

Литература

1. Теоретическая экономика. Политэкономия /Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мельчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

  • IХ.Унифицированная система внешнеторговой документации.
  • Lt;variant>система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы
  • V. Педагог и обучающийся как субъекты образовательной деятельности
  • V. ПЕРИОД КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИИ V.1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Систематизация элементов. Периодический закон.
  • V2:Тема 4.10 Мочевыделительная система. Мужская половая система

  • Финансовую систему можно рассматривать с позиции ее функций или ее институтов. Финансовая система государства - это совокупность денежных отношений, функционирующих в государстве. Такова функциональная точка зрения. С институциональной же точки зрения финансовая система представляет собой совокупность финансовых учреждений (банков, бирж и т. п.).

    В экономических отношениях участвуют четыре субъекта:

    • государство;
    • регион;
    • хозяйствующий субъект; гражданин .

    У каждого из этих субъектов свои права и обязанности, цели и задачи. Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

    Финансовая система Российской Федерации представляет собой четырехблочную систему относительно самостоятельных звеньев, к которым относятся:

    1. общегосударственные финансы ;
    2. территориальные финансы;
    3. финансы хозяйствующих субъектов;
    4. финансы граждан.

    Задачей общегосударственных финансов являются концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счет налогов , сборов, государственных пошлин, сумм, г слученных от выкупа госпредприятий, доходов от казенных предприятий и хозяйственных субъектов федеральной собственности и т. п. В состав общегосударственных финансов входят:

    1. федеральный бюджет ;
    2. государственное страхование ;
    3. государственное кредитование;
    4. федеральные внебюджетные фонды.

    Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные финансы, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и внебюджетные фонды. Территориальные финансы формируются за счет налогов, сборов, штрафов , местных займов, лотерей и других источников. Основные принципы организации местных финансов установлены Законом РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», принятым в сентябре 1997 г. Местные финансы включают средства местного бюджета , муниципальные ценные бумаги , принадлежащие органам местного самоуправления , и другие финансовые средства. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом этого образования.

    Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующего субъекта. Задачей финансов хозяйствующего субъекта является формирование этим субъектом своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежными потоками в целях осуществления своей производственно-торговой и финансовой деятельности, получения прибыли , обеспечения финансовой устойчивости. Финансы хозяйствующего субъекта по своей роли в финансовой системе государства выступают как ее ведущее звено.

  • II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  • IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  • SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  • Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

    1. Государственную бюджетную систему;

    2. Внебюджетные специальные фонды;

    3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

    4. Фонды страхования (имущественного и личного);

    5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ , которое является исполнительным органом , обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ . Система финансово-кредитных органов - система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

    Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности .

    Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета . Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет .

    Финансовые институты:

    1. Бюджетные фонды (БФ).

    2. Внебюджетные фонды ВБФ.

    3. Децентрализованные Фонды (ДФ).

    4. Страховые фонды.

    5. Государственный и муниципальный кредит.

    6. Валютно-денежная система (ВДС).

    7. Финансы предприятий различных форм собственности.

    3) Иван Посошков

    Ива́н Ти́хонович Посошко́в (1652, село Покровское, близ Москвы - 1 февраля 1726 года, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) - выдающийся русский экономист, публицист, предприниматель и изобретатель. Первый русский экономист-теоретик. Основное сочинение - социально-экономический трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724, опубликована в 1842 году).

    Сторонник военных и экономических преобразований Петра I. Придерживался меркантилистских взглядов. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян. Репрессирован (1725). Посошков скончался в Петропавловской крепости, причиной его ареста был, вероятнее всего, написанный им «Трактат о скудости и богатстве», выступавший за ограничение дворянского землевладения. Кроме того, Посошкову принадлежат «Завещание отеческое» и «Зерцало суемудрия раскольнича».

    Вклад в экономическую экономику


    В лице Посошкова русская экономическая мысль конца XVII - начала XVIII в. прочно стояла на уровне мировой экономической мысли того времени.

    И. Т. Посошков был первым последовательным институционалистом в истории экономических учений. Он пишет о невещественном богатстве страны - набором гражданских основ - институтов, способствующих здоровому функционированию экономики и общества.

    Он впервые поднимает вопрос о вещественном богатстве, как не о денежной массе, находящейся в стране, а о материальных благах, находящихся в руках государства и народа. Что в настоящее время можно отождествить с валовым продуктом.

    Особенно большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности, проблемы которой и в настоящее время являются актуальными. В числе мер, направленных на её развитие, он предлагал строить заводы за государственный счет и передавать их затем в частные руки.

    Поддерживая идеологию купечества, Посошков вместе с тем выражал и интересы крестьянства. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков определенными рамками. Заслуга И. Т. Посошкова состоит в том, что он сумел правильно, в пределах своей эпохи, понять основные задачи России.

    Введение. 3

    Глава 1. Теоретические аспекты функционирования кредитной организации финансовой системы.. 4

    1.1 Понятия финансовая система и ее звенья. 4

    1.2 Участники финансовой системы.. 6

    1.3 Деятельность кредитных организации на финансовом рынке. 9

    Глава 2. Анализ функционирования организации на финансовом рынке. 10

    2.1 Анализ развития банковского сектора РФ.. 10

    2.2 Анализ банковских операции кредитными организациями. 12

    Список литературы: 16

    Введение

    Тема кредитных организаций как части финансовой системы, является актуальной и социально-экономически значима в наше время. Объектом исследования являются кредитные организации, а предметом финансовая система. Целью курсовой является изучить финансовую систему и ее звенья, а также ее участников. Исследовать деятельность кредитных организации на финансовом рынке. Далее проанализировать развитие банковского сектора российской федерации и сделать анализ банковских операции кредитными организациями. Метод исследования является анализ.

    Основную часть работы разделил на 2 главы и 5 параграфов. В первой главе курсовой работы дается определение основных понятий темы, их характеристика. Вторая глава носит более практическую направленность, поскольку в ней показывается анализ функционирования кредитных организаций на финансовом рынке.

    В основной части работы значительное место отнес современному аспекту рассматриваемой темы. Выявить современные особенности осуществления анализируемых закономерностей, объяснить их причины, попытаться определить тенденции дальнейшего развития.



    Использовал материалы разных учебников, журналов. Анализировал и находил информацию на различных сайтах.В заключении курсовой работы суммируются все выводы.

    Глава 1. Теоретические аспекты функционирования кредитной организации финансовой системы

    Понятия финансовая система и ее звенья

    Финансовая система – это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, форм и методов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях удовлетворения соответствующих потребностей общества в целом.

    Звенья финансовой системы – это когда финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами - при уплате организациями налогов и страховых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования своей деятельности и т.д. Звенья финансовой системы внутри субъектов хозяйствования, между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п. Учитывая, что финансовые отношения - это распределительные отношения, необходимо помнить, что к финансовым отношениям не будут относиться операции по купле-продаже товаров, так как они относятся к стадии обмена.

    Государственные и муниципальные финансы как сфера также характеризуются тесным взаимодействием своих структурных звеньев финансовой системы между собой и со сферой финансовой системы субъектов хозяйствования. Возникают различные межбюджетные отношения между уровнями и видами бюджетов, кроме этого бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств фондам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др.

    Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования - при уплате организациями и гражданами-предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом - при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами - при передаче некоторых средств одним фондом другому.

    Звенья финансовой системы оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных в сферах и звеньях финансовой Системы

    Участники финансовой системы

    Основными участниками финансовой системы являются рынки, финансовые посредники, экономические субъекты с дефицитом финансовых средств, экономические субъекты с избытком финансовых средств.

    Взаимосвязь между основными участниками финансовой системы наглядно отображена на рис. 2.1, который представляет собой диаграмму движения финансовых потоков. Средства через разные элементы структуры финансовой системы перетекают от компаний, имеющих излишки финансовых средств (на диаграмме прямоугольник слева), к тем, у кого наблюдается их дефицит.
    Так, например, одна семья, члены которой сберегли определенную часть своих текущих доходов с целью их использования в качестве пенсионного обеспечения в будущем, обладает свободными финансовыми средствами, а другая семья, решившая приобрести новый дом, испытывает их недостаток. Фирмы, доходы которых превышают их потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации инвестиционных проектов, называют субъектами, обладающими избыточными средствами; а фирмы, которым не хватает ресурсов для дальнейших инвестиций, называются субъектами с дефицитом ресурсов.

    Банки являются наиболее активными участниками финансовых рынков. Современные финансовые рынки имеют сложную структуру, которая включает денежные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютные рынки и др.
    На финансовых рынках совершаются сделки с финансовыми инструментами. Под финансовым инструментом понимают любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой. К финансовым активам относятся денежные средства; права требования по договору денежных средств или другого финансового актива от другой компании, предусмотренные договором права на обмен финансовых инструментов с другой компанией на потенциально выгодных условиях. К финансовым активам относятся также долевые инструменты другой компании и договора, расчет по которым будет произведен собственными долевыми инструментами компании. Долевой инструмент - это любой договор, подтверждающий право на долю активов компании, остающихся после вычета всех ее обязательств, например акции, доли участия в капитале общества с ограниченной ответственностью.
    Финансовое обязательство может быть определено как обязанность по договору предоставить денежные средства или иной финансовый актив другой компании или обменять финансовые инструменты с другой компанией на потенциально невыгодных условиях. К финансовым обязательствам относятся также договоры, расчет по которым будет произведен собственными долевыми инструментами компании.
    Особую группу финансовых инструментов составляют производные инструменты, которые характеризуются тем, что стоимость их меняется в результате изменения процентной ставки, курса финансового инструмента, цены товара, валютного курса, индекса цен или ставок, кредитного рейтинга или кредитного индекса, другой переменной (иногда называемой базисной); для их приобретения необходимы небольшие первоначальные инвестиции по сравнению с другими контрактами, курс которых аналогичным образом реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и расчеты по ним будут проводиться в будущем. Примерами производных инструментов являются фьючерсные контракты, форвардные контракты, опционные контракты, свопы.
    У производного инструмента обычно имеется условная сумма, т. е. сумма валюты, количество акций, число единиц веса, объема или других единиц, указанных в контракте. Однако в соответствии с условиями производного инструмента инвестор или лицо, выписавшее производный инструмент, не обязаны инвестировать или, наоборот, получать условную сумму в момент заключения договора. Наоборот, контракт может предусматривать осуществление фиксированной выплаты в результате наступления определенного события в будущем, причем сумма выплаты не зависит от условной суммы.

    Финансовую систему можно рассматривать с позиции ее функций или ее институтов. Финансовая система государства - ϶ᴛᴏ совокупность денежных отношений, функционирующих в государстве. Такова функциональная точка зрения. С институциональной же позиции финансовая система представляет собой совокупность финансовых учреждений (банков, бирж и т. п.)

    В экономических отношениях участвуют четыре субъекта:

    • государство;
    • регион;
    • хозяйствующий субъект; гражданин.

    У каждого из данных субъектов ϲʙᴏи права и обязанности, цели и задачи. Вступая в отношения между собой, данные субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

    Финансовая система Российской Федерации представляет собой четырехблочную систему относительно самостоятельных звеньев, к кᴏᴛᴏᴩым ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

    1. общегосударственные финансы;
    2. территориальные финансы;
    3. финансы хозяйствующих субъектов;
    4. финансы граждан.

    Задачей общегосударственных финансов будут концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Стоит заметить, что они формируются за счет налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, г слученных от выкупа госпредприятий, доходов от казенных предприятий и хозяйственных субъектов федеральной собственности и т. п. В состав общегосударственных финансов входят:

    1. федеральный бюджет;
    2. государственное страхование;
    3. государственное кредитование;
    4. федеральные внебюджетные фонды.

    Отметим, что территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные финансы, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и внебюджетные фонды. Отметим, что территориальные финансы формируются за счет налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и других источников.
    Стоит отметить, что основные принципы организации местных финансов установлены Законом РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», принятым в сентябре 1997 г. Местные финансы включают средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование местных финансов базируется на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с уставом ϶ᴛᴏго образования.

    Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующего субъекта. Задачей финансов хозяйствующего субъекта будет формирование данным субъектом ϲʙᴏих денежных фондов и использование их на базе эффективного управления денежными потоками в целях осуществления ϲʙᴏей производственно-торговой и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости. Финансы хозяйствующего субъекта по ϲʙᴏей роли в финансовой системе государства выступают как ее ведущее звено.