Особенности стратегического менеджмента в условиях глобализации. Влияние глобализации на менеджмент

Одним из следствий проведенных в России в 1992 г. рыночных преобразований, которое пока, однако, мало осознано и не исследо­вано, является глобализация российского бизнеса. Это связано с ли­берализацией внешнеэкономической деятельности, открытием рос­сийских границ, а также с тем, что рыночные преобразования в России в историческом контексте совпали с завершением эпохи ло­кально ограниченной экономической политики, на смену которой приходит глобальное хозяйствование и управление.

Термин «глобальный» (глобалистика, глобальный маркетинг, гло­бальная стратегия) означает, что фирмы рассматривают мир как еди­ное целое, в котором стираются национальные границы и нацио­нальные различия между потребителями. Глобализация позволяет фирмам осуществлять экономию на масштабе производства за счет стандартизации товаров, использовать преимущества мирового мар­кетинга. Яркими примерами ведения глобального бизнеса и осуще­ствления глобальной стратегии являются фирмы Coca-Cola, PepsiCo, McDonalds, Procter & Gamble, Sony, Kodak и другие крупнейшие корпо­рации или, как их раньше называли, транснациональные компании. Эти фирмы производят одинаковые продукты для различных стран.

Еще сравнительно недавно термина «глобальная стратегия» не су­ществовало, говорили о международной стратегии. В соответствии с международным подходом стратегии для разных стран разрабатыва­лись и реализовывались автономно, для каждой страны - своя стра­тегия. При новом подходе мир рассматривается как единый глобаль­ный рынок.Глобальный рынок- это межнациональный рынок,спрос на котором можно удовлетворить предложением одного базового товара, поддерживая этот спрос инструментами продаж и маркетинга.

Основная идея глобализации заключается в определении общих характеристик рынков и целевых групп потребителей, не зависящих от особенностей отдельных стран. При этом:

Исчезают национальные/региональные предпочтения, происхо­дит всемирное выравнивание потребностей и запросов потребителей;

Возникает экономия на масштабе производства за счет стандар­тизации товаров;

Фирмы используют преимущества мирового маркетинга. Интер­национализация рынков привела к тому, что почти в каждой стране работают одни и те же компании-конкуренты;

Стратегия глобализации основана на вероятном предпочтении потребителями более дешевых (по сравнению с дифференцирован­ными) стандартизованных товаров на локальных рынках.

Эти факторы определяют особое значение глобализации. Однако недифференцированный подход пригоден не для каждого рынка, поэтому на практике выбирают нечто среднее, действуя по принци­пу: «стандартизация - где возможно, дифференциация - где необ­ходимо». Следовательно, главная цель стратегии глобализации зак­лючается в стандартизации товаров и услуг. Предприятие стремится к оптимизации общих результатов деятельности, допуская отклонение от оптимальной работы на отдельных рынках.

Глобальная стратегия предполагает адаптацию ресурсов и целей предприятия к возможностям глобального рынка. Фирмы начинают заниматься глобальным маркетингом с целью:

Использования возможностей роста и экспансии;

Защиты от разорения: угроза может возникнуть со стороны более конкурентоспособных глобальных конкурентов.

Вместе с тем термин «глобальный» не означает, что фирма стре­мится работать во всех странах. Просто при таком подходе она расши­ряет границы своего наблюдения и анализа возможностей и угроз (^И^ОГ-анализ). Это связано с тем, что в современном мире все в большей степени правила игры определяет международная конку­ренция. Именно она становится основным фактором угрозы (отрица­тельным явлением), который может привести к потере рыночных позиций любой фирмы. Причем позиций не только на мировом рын­ке, но и, что особенно важно, внутри страны. Именно с этим связана глобализация бизнеса.

Глобальная стратегия важна для полной реализации возможностей предприятия: фирма, которая боится стать глобальной, рискует поте­рять свои позиции и на внутреннем рынке. Так, крупнейший мировой рынок - рынок США занимает менее "/4 мирового рынка товаров и услуг. Поэтому американская компания, которая стремится захватить более 25% мирового рынка, вынуждена быть глобальной. Японский рынок является вторым по величине (после США) среди индустри­альных стран Запада, но внешний рынок составляет 90% потенциала для японских компаний, которые вынуждены быть глобальными. Даже если глобальная стратегия не подходит для бизнеса, может быть полез­ным проведение глобального внешнего анализа. Анализ конкурентов, рынков и тенденций в других странах способен привести к определе­нию важных возможностей, угроз и стратегических вопросов. Такой анализ, конечно, более труден, поскольку необходимо учитывать раз­личия культур, экономических систем и политических рисков.

Глобализация бизнеса может привести к конкурентным преиму­ществам. Это может быть владение сырьем, сборочными комплексами и другие факторы, обеспечивающие снижение издержек фирмы от­носительно издержек конкурентов. Теория конкурентного преимуще­ства утверждает: страна будет иметь сравнительные преимущества в тех товарах, которые интенсивно используют факторы производства (труд, сырье, образовательная база и т. д.), имеющиеся в относитель­ном изобилии внутри страны (рис. 8.5).

Экономия на масштабе производства может быть связана со стан­дартизацией товара и продажей его в различных странах. Развитие


Преодоление торговых барьеров

Доступ к стратегически важным рынкам
Перекрестное субсидирование


Рис. 8.5. Мотивы разработки глобальной стратегии

взаимосвязей между странами нивелирует спрос и моду: практичес­ки во всех странах потребителям известны такие товары, как кофе фирмы Nestle, пленки Kodak, техника компании Sony, товары фир­мы Procter & Gamble, шоколадные батончики Mars и т. д.

Доступ к дешевым ресурсам. Известные западные фирмы размеща­ют производства в тех странах, где существенно дешевле земля и рабочая сила, ниже плата за экологическую вредность производства, имеется возможность использовать высококвалифицированную рабо­чую силу и исследовательские кадры.

Так, фирма Procter & Gamble приобрела контрольный пакет акций и организовала производство стиральных порошков под своей торговой мар­кой в Подмосковье. В России организовано производство батончиков Mars, напитков Pepsi и Coca-Cola, действуют рестораны McDonalds - это все примеры глобального бизнеса.

Перекрестное субсидирование. Глобальная стратегия позволяет ис­пользовать ресурсы, полученные в одной части мира, для победы в конкурентной борьбе в другой его части.

Национальное стимулирование инвестиций. Страны, заинтересо­ванные в привлечении иностранного капитала на свою территорию, могут предоставлять ему определенные льготы в виде бесплатного пользования землей, налоговых каникул, права использования норм ускоренной амортизации, займов под низкий процент, субсидирова­ния энергетики и транспорта, бесплатного обучения персонала и т. д. Это делает привлекательным размещение производств в данных стра­нах, так как позволяет снизить производственные издержки.

Преодоление торговых барьеров. Исследования показывают, что пре­обладают две главные цели иностранных инвестиций - преодоление тарифных барьеров и получение выгод от национальной поддержки инвестиций. Организация предприятий в других странах является важ­
ным путем создания благоприятного отношения к фирме, снижения транспортных и иных издержек, завоевания местного рынка.

Доступ к стратегически важным рынкам. Некоторые рынки стра­тегически важны в силу их размера или потенциала, обеспечения поставок необходимого сырья, возможностей привлечения низкооп­лачиваемой рабочей силы и доступа к высоким технологиям. Присут­ствие на таких рынках может быть важным, даже если оно не является прибыльным. Для производителей автомобилей и бытовой техники важным является рынок США. Производители модной одежды имеют выгоду от присутствия в странах, которые исторически определяют моду, например во Франции.

Международная конкуренция представляет не только угрозу стра­тегическим планам, но также и возможность расширить и использо­вать новые рынки.

В сегментационном анализе страна (международ­ный регион) может рассматриваться в качестве области рыночной сегментации, однако следует иметь в виду, что конкурентные пре­имущества могут меняться в различных странах (рис. 8.6).

Кроме того, реализация глобальной стратегии связана со значи­тельными рисками (табл. 8.2).


и1]*уіУііі"^........ І

Национальная среда

Национальные ресурсы и возможности (сырье, трудовые ресурсы, уровень образования/ подготовки рабочей силы, энергетические ресурсы, культура, традиции, обычаи, инфраструктура-транспорт, коммуникации, финансовые рынки) Внутренний рынок (размеры, специфика) Наличие связей в политических

и финансовых кругах Правительственная политика и регулирование Обменные курсы валют

Рис. 8.6. Глобальная стратегия: конкурентные преимущества 192

Надо ли заниматься разработкой глобальной стратегии? Осуще­ствление глобальной стратегии не всегда возможно. Однако надо от­метить, что анализ отрасли и предприятия, предполагающий реали­зацию такой стратегии, может помочь выбрать наилучший курс. Вооб­ще глобальные стратегии наиболее уместны в следующих случаях:

Если возможно стандартизировать продукт и стандартизация мо­жет привести к значительной экономии на масштабе производства или к более эффективным маркетинговым программам;

Издержки производства могут быть уменьшены, и эффективность увеличена за счет размещения производств в различных странах;

Перекрестное субсидирование полезно;

Размещение производства необходимо для преодоления торго­вых барьеров;

Появляются конкуренты, имеющие глобальные стратегии.

Одна из главных проблем реализации глобальной стратегии -

сочетание стандартизации продукции с требованиями локального рын­ка и менеджеров. Она может быть решена путем создания совместных предприятий с местными фирмами. Возможными направлениями ре­ализации глобальной стратегии наряду с созданием совместных пред­приятий является экспорт товаров, продажа лицензий, франчайзинг.

Таблица 8.2 Природа и причины международных рисков
Макропричины Инвестиционные риски
Конкуренция политических систем

Военные конфликты и революции

Социальные конфликты, беспорядки

Новые международные союзы, альянсы

Гиперинфляция

Конфискация имущества

Экспроприация средств производства

Ущерб собственности/личности

Потеря свободы владения деньгами, товарами, собственностью

Ухудшение имущественного положения

Микропричины Риск рентабельности/платежеспособности
Изменение рыночных условий

Нестабил ьная/ослабл ен ная экономика

Обеспечение интересов определенных политических кругов

Интересы местного бизнеса

Конкурентные преимущества

Ухудшение конъюнктуры рынка

Дискриминационные налоги или регулирование

Ограничения деятельности

M. Портер указывает, что в глобальных отраслях могут быть следую­щие стратегические альтернативы:

Использовать широкую товарную линию глобальной конкурен­ции;

Сделать акцент на определенной товарной группе и внутри ее выбрать стратегию низких издержек или дифференциации продук­ции (глобальное фокусирование);

Выбрать стратегию фокусирования на национальном рынке;

Воспользоваться протекционистской рыночной нишей.

Осознается ли явление глобализации российскими менеджерами и

как оно влияет на российский бизнес? Для ответа на эти вопросы нами были проведены интервью с руководителями и специалистами ряда сибирских предприятий и коммерческих фирм, занимающихся внеш­неторговыми операциями. Как правило, это высококлассные специа­листы, которые тем не менее не до конца осознают проблемы глоба­лизации бизнеса. Опрос показал, что многие российские производите­ли рассматривают экспорт своей продукции как вынужденную меру, направленную на получение «живых» денег для пополнения оборот­ных средств - выплаты заработной платы, уплаты налогов, приобре­тения «дефицитного» сырья, которое отгружают только за деньги. Они считают привлекательным российский рынок: он довольно емкий, цены здесь на многие товары выше мировых (это касается металлов, изделий из леса, химической продукции). Кроме того, положительным момен­том либерализации внешней торговли является исчезновение двойно­го стандарта: в настоящее время продукция для внешнего и внутрен­него рынка практически ничем не отличается.

Однако эти же преимущества российского рынка привлекаю? ино­странных производителей, которые успешно осваивают отечествен­ный рынок. Попытки защититься от конкурентов и,ограничить про­никновение глобальных фирм на российский рынок путем введения высоких таможенных тарифов или иных мер, в частности квотирова­ния, могут быть преодолены различными средствами: создание со­вместных предприятий внутри страны, покупка акций российских предприятий и организация на них производств под иностранной торговой маркой (как поступила, например, фирма Procter & Gamble), развитие франчайзинговых сетей (Coca-Cola, Kodak, Fuji, Baskin Robbins, Inmarko и т. д.). Тем самым обеспечивается преодоление та­моженных ограничений, снижение транспортных и иных тарифов, завоевание местного рынка.

Экспансия глобальных фирм на отечественный рынок является очевидным фактом, реагировать на который местные производители могут по-разному. Можно прекратить производство и не конкуриро­вать в тех сферах, где нет особого смысла (как сделало петербургское предприятие «JIOMO», прекратив производство всего, что связано с

3 Porter М.Е Competitive Strategy- Technique for Anaiyzing Industries and Competitors.

3 ed. - N Y.: The Free Press, 1990. P. 294 фототехникой). Другой путь связан с поиском возможностей произ­водственной кооперации с известными на мировом рынке произво­дителями продукции, вариантов участия в международном разделе­нии труда. По такому пути идут производители крупного энергообо­рудования, судостроители (Балтийский завод), автомобильные и свя­занные с ними фирмы (ГАЗ, Алтайский завод прецизионных изде­лий), предприятия легкой промышленности и других отраслей. Наря­ду с этим можно пытаться защитить позиции компании на рынке, формировать свой круг потребителей, приверженных торговой марке фирмы. Этой стратегии придерживаются российские предприятия пи­щевой промышленности, которые после непродолжительного отступ­ления довольно успешно отвоевывают свои позиции на местном рынке. В условиях, когда конкуренция с иностранными производителями переместилась на местный рынок, российские производители долж­ны развивать различные формы внешнеэкономической деятельнос­ти, поскольку это позволяет осваивать правила глобального бизнеса, адаптироваться к требованиям международных рынков и в конечном счете повышать конкурентоспособность фирмы.

С точки зрения стратегического управления глобализация представляет собой иерархическую финансово-экономическую и геополитическую пирамиду, наверху которой находятся ведущие страны и международные организации, реально управляющие миром . Национальные и транснациональные информационные сети разных уровней компетенции интегрированы в общую сеть глобального управления. Объем и интенсивность постоянного обмена информацией обеспечивают интеграцию разнообразных активов и потенциалов развития её участников. Такая система требует внедрения актуальных систем управления, обратных связей, контроля и моделирования сценариев развития событий. Стратегические субъекты принимают и реализуют решения мирового уровня управления. Для принятия решений в экономической сфере источниками информации могут быть данные национальных статистик.

Глобализация изменила мобильность квалифицированного человека. Научные идеи и специалисты востребованы в развитых странах, где значительно лучше условия жизни. Квалификация стала капитализацией человека, превращённого в международный рыночный продукт. Ввоз интеллекта стал выгодной статьёй дохода для лидеров, ударом по странам со средним уровнем развития, откуда выезжают специалисты, а приезжают мигранты с низким образовательным и профессиональным уровнем. Отъезд высококвалифицированных специалистов и переселение низкоквалифицированных трудовых ресурсов ставит под сомнение возможность проведения в России научно-технической и инновационной политики.

Глобальное экономическое развитие определяется подчинением мировой экономики интересам транснационального капитала и конкуренцией национальных экономических систем. Стратегии капитала оказывают давление на государства. Растет доля зарубежного финансирования научных исследований, создаются исследовательские подразделения ТНК в странах, благоприятных для такой деятельности. Глобализация в области образования и научной деятельности связана с унификацией систем образования и учёных степеней, перетоками информации и специалистов. Мировые ТНК усиливают своё влияние на систему национальных научных исследований и образования. Это создаёт в каждой стране уникальное сочетание внешних и внутренних факторов научного, образовательного и делового климата.

В связи с распространением информационно-коммуникационных технологий, созданием горизонтально-сетевых структур, открытых инноваций, развитием международного научно-технического сотрудничества активизируется деятельность транснациональных корпораций и отдельных государств в направлении научно-технической разведки с целью получения, анализа, структурирования и практического использования достоверной релевантной информации по технологиям двойного применения.

Открывая новые возможности, глобализация подрывает основы принятия решений новыми рисками, например, публично инициированными кризисами доверия к государству, организованными массовыми протестными движениями социума и т.д. Вертикально интегрированные национальные сообщества замещаются подвижными горизонтально-сетевыми транснациональными сообществами, а флэш-моб-технологии позволяют быстро собирать и провоцировать маргиналов в целях манипулирования через масс-медиа настроениями и поступками миллионов телезрителей и пользователей Интернета. Это приводит к новым вызовам и проблемам. Многократно возросли неопределённости и риски.

Конфликт парадигм, способов и практик решения задач мирового развития, внедрение ценностей иной внешней среды, приводят к радикальному сдвигу в разных странах. В элитах, а затем в массовом сознании активной части населения этих стран происходит изменение мировоззрения, затем происходит лавинообразное разрушение общественно-политических систем. Обломки восстанавливают, после чего многие из них переходят под управление внешней средой. Арабские «революции», нарастающая напряжённость в ряде других стран порождены не только внутренней борьбой с коррумпированными режимами, но и внешним воздействием новых информационных технологий манипулирования социальными сетями.

В теории систем показано, что невозможно одновременно обеспечить целостность (устойчивость экономики, безопасность и другие общесистемные свойства) страны и беспредельную свободу её граждан. Любая организация, целое подавляет (!) свойства её частей. В тех регионах мира, где неограниченно возрастает свобода, увеличивается число конфликтов, приводящих к локальным войнам. Чрезмерное государственное регулирование неизбежно приводит к снижению эффективности экономики и отставанию. Государство и общество стоят перед выбором степени регулирования целостности. Эти выводы актуальны, как в связи с необходимостью модернизации, так и сохранения целостности России.

Разоблачения Э. Сноудена в июне 2013 года относительно секретных программ массовой слежки за переговорами различных людей через интернет и мобильную связь (американская программа PRISM, британская программы слежения Tempora) вызвали грандиозный скандал в мире. Подобная слежка может быть увязана с тестированием новых информационных технологий манипулирования социальными сетями под различным флагом (борьба с коррупцией, экстремизмом и т.д.) и перспективой их эскалации во всем мире.

Современный мир становится все более сложным, нелинейным и агрессивным, в будущем эти факторы ещё более усилятся. Понятие «рефлексивное управление» стало применимо к финансово-экономической и социальной системам управления обществом и государством. Классический подход уже не отражает современной финансовой реальности.

Приспосабливаясь к быстроменяющейся в условиях глобализации практике, финансовые институты непрерывно реформируются, финансовое законодательство изменяется, не успевая институализироваться в сознании даже профессионалов. Практически ежегодно реформируются традиционные финансовые институты: «налоги», «бюджет» и т.п. По мнению Дж. Сороса финансы стали относиться к одной из самых рефлективных форм деятельности. Это означает, что финансовые игроки, работающие на мировых финансовых рынках, должны скрывать свои намерения, чтобы не оказаться в проигрыше из-за контригры конкурентов.

К понятию «финансы» теперь относят управление денежными потоками, организацию сложных финансовых операций, замещение денег финансовыми инструментами и конструирование новых финансовых инструментов, создание новых финансовых бизнесов и другие сложные явления современной жизни, принципиально несводимые к отношениям «по поводу формирования и использования денежных фондов». У современных финансов появились новые направления их использования, которые ничего общего не имеют с распределительными и контрольными функциями. Можно назвать инвестиционную, управленческую, организующую, инновационную, инструментальную и другие функции. Например, конструирование мошеннических финансовых схем, которое играет важную роль в современной жизни.

Речь идёт о разработке и осуществлении сложных финансовых операций (схем) разной целевой направленности, против которых нет абсолютной защиты в правовом поле. Их разработчиков и исполнителей сложно привлечь к ответственности по суду за ущерб обществу и государству. Это безнаказанное перераспределение общественного богатства «инженерами финансовых душ» развивается, втягивая в воронку активных людей. Приглашение к следователю нередко приводит к эмиграции такого «инженера» или быстро рождает «политического деятеля». Это придаёт следственному и судебному действию политический колорит. Использование нескольких десятков активных прикормленных сторонников, социальных сетей и сетевых технологий управления позволяет такому «герою» пугать власть призраками разноцветных революций, заставляя её отступать. Целенаправленное манипулирование информацией может привести к быстро нарастающей напряжённости. Подобные явления стали обыденными в современной России.

Психологическое, пропагандистское и организационное влияние на население глобальных социальных сетей стало важнейшим фактором устойчивого развития и управления страной. Государство обязано предвидеть, опережать и противодействовать негативным последствиям информационной открытости. Актуальность информационной защиты общества и государства от целенаправленного воздействия с разных сторон подтверждается быстрым ростом экономической, научно-технической, военной и других видов информации. Руководители государства, принимающие ответственные решения, обязаны своевременно владеть достоверной информацией.

Основой решения государственных и межгосударственных задач является концептуальное моделирование, в рамках которого создаются модели общего уровня, и проводится оценки среды и системы в целом. Ошибки в управлении на концептуальном уровне трудно устранимы последующими действиями и могут быть источником угрозы существованию самой управляемой системы (страны).

Отметим лишь некоторые аспекты , в которую вовлечена Россия. Внутри страны Россия ведёт информационную борьбу с терроризмом и экстремизмом (молодёжным, религиозным и т.д.). Учитывая быстрый рост сетевых информационных ресурсов, находящихся в управлении террористических и экстремистских структур, можно сказать, что ежедневная информационная война происходит во всех сферах и на всех уровнях за сохранение целостности государства. Внутрироссийские антироссийские идеологии и практики, этнорелигиозные и политические угрозы, такие как ваххабизм, национал-сепаратизм и исламский фундаментализм пустили достаточно глубокие корни в ряде регионов России (Северный Кавказ, Поволжье и др.). Особое внимание уделяется их лидерами обучению и воспитанию радикальных имамов с целью формирования из них новой генерации духовных наставников. Вербовка сторонников сопровождается многотысячными тиражами и бесплатным распространением экстремистской литературы, насыщением русскоязычного сегмента Интернета и социальных сетей экстремистскими сайтами, активным использованием сервисов типа YouTube, активной миссионерской деятельностью. Их изучение, анализ и оценка, выработка и реализация стратегии противодействия представляют самостоятельный интерес и являются предметом специальных исследований.

С учётом региональных театров «военных действий» и часовых поясов России можно предположить круглосуточное протекание информационных боестолкновений. Можно выделить некоторые признаки сетецентрической войны, которая ведётся международным терроризмом против России. Во-первых, это наличие информационно-коммутационной сети, объединяющей источники сведений. Во-вторых, это доведение до участников операций достоверной и полной информации. В-третьих, это органы управления, исполнительные механизмы и средства непрерывного воздействия.

Не проще складывается ситуация в межгосударственной сфере. Напомним хотя бы уровень накала и жестокость мировой информационной войны против России в рамках грузино-осетинского конфликта. Отметим информационные атаки и организованные протестные акции, в которых задействованы Интернет, мировые телевизионные сети, другие мощные источники целенаправленного воздействия.

Управление государством требует адекватной стратегии, основанной на системном анализе, прогнозировании, планировании, управлении и контроле с учётом положения внутри страны и влияния на неё извне. Если ранее территориально целостное государство было самостоятельно в собственном развитии, то в условиях высокой мобильности капитала его экономика зависит от транснациональных инвестиционных решений. В этом случае на неё влияет много факторов, в том числе, играют роль инфраструктура, потенциал рабочей силы, налоговое законодательство и другие институциональные условия.

Исключительное значение приобретает мониторинг и прогноз рисков, концептуальное моделирование, квалификация и мотивация власти, правильные управленческие решения высшего руководства страны. Задачи информационной защиты государства требуют постановки и решения, как минимум, трёх взаимосвязанных задач.

Во-первых , с точки зрения отражения и предотвращения угроз необходима информационная защита общества и государства, нужны силы и средства, разумная стратегия и оперативное искусство, современные технологии и специалисты, способные к информационной войне на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях.

Издан Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации». На ФСБ РФ возложены полномочия по созданию государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации. Указом определены её задачи и перечень необходимых работ по создаваемой системе.

Во-вторых , качество и эффективность информационных технологий определяет уровень научного прогнозирования, целевого планирования и скоординированной федерально-региональной политики социально-экономического развития и соответствующего программно-целевого управления России, её роль и место в мире.

Как обстоят дела с выполнением этих задач?

Разработка и координация отраслевых и межотраслевых концепций, стратегий и программ, отслеживание рисков и корректировка перекосов невозможна без современных информационных ресурсов высокого качества. Решение проблем «сопряжений» и «развилок» между территориальным и стратегическим планированием, реализуемость и результативность принимаемых стратегических управленческих решений зависит от конкурентоспособности обеспечивающих их информационных технологий.

Как свидетельствует мировой опыт, модернизация отдельных объектов инфраструктуры, оптимизация логистики или формирование отдельных кластеров не гарантируют экономической конкурентоспособности, востребованности их продуктовой линейки и долгосрочной ёмкости рынков. В современной России утерян советский опыт формирования и оценки региональных и отраслевых балансов, в соответствии с которыми рассчитывались плановые и фактические объёмы денежной массы применительно к каждому региону. Приоритетность обеспечения денежной массы внутриэкономическими возможностями сменилась транснациональной волатильностью к экспортно-импортным операциям. Транснациональные и корпоративные связи и их транзакционные издержки сегодня приобрели доминирующий характер. Это сильно осложняет корректное решение задач территориального планирования как самостоятельных элементов экономического развития. В России в виде информационного «спама» принято множество стратегических «концепций». Не сбалансированные по целям, задачам и ресурсам федеральные, региональные и отраслевые стратегии не стали комплексной моделью развития страны.

Президент США поставил перед своей администрацией и научным сообществом задачу перехода к сетецентрическим моделям. Они обеспечат конкурентные преимущества за счёт более точной и оперативной сборки единичных потенциалов для концентрации сил и средств в нужное время в нужном месте с целью создания цепочек добавленной стоимости и формирования конкурентных потенциалов долгосрочной доходности. По уровню планирования и управления портфелями проектов, контрактов и активов как целостным объектом, включая управление целями, архитектурой и технологиями отраслевого и регионального уровней Россия находится далеко не в первых рядах.

В-третьих , в условиях глобальной социально-экономической, политической и военной конкуренции уровень развития технологий стратегического управления и информационных сетей определяют возможности России к быстрой интеграции разнообразных активов и потенциалов развития на национальном и транснациональном уровнях для достижения соответствующих целей.

Как обстоят дела с выполнением этих задач?

Для идентификации прав и ответственности за активы необходимы адаптивные информационные технологии учёта и управления ими. Уровень наблюдаемости, качество и оперативность измерения социально-экономических процессов в России неконкурентоспособны по отношению к информационным возможностям развитых стран и международных институтов. Проблемой является идентификация наличия и прав собственности на ключевые активы. Недавнее обсуждение реформы РАН показало, что в ней на баланс поставлено менее 50% объектов государственного имущества и земель. И это далеко не самый худший показатель в стране. Громадное (в смысле числа чиновников) государство зачастую не знает, кому, на каких основаниях и с какими обременениями принадлежат права собственности. Не учтённые в реестрах и кадастрах объекты казны государства составляют основу коррупции. Не исключено, что и общероссийские финансовые потоки уже давно находятся под внешним контролем иностранных платёжных систем и клиринговых центров. Как справится с нарастающими кризисными явлениями в мире такое государство? Ведь не подкрепленные делами слова о модернизации и инновационном развитии уже превратились в заезженную лошадь.

В начале XXI века Россия вернулась в качестве важного субъекта в систему мировых отношений, которая сегодня дает серьёзный сбой. Демографические, экологические и экономические проблемы, аварии и катастрофы, военные конфликты не сходят с повестки дня, обостряются проблемы в различных регионах мира. Эти процессы угрожают суверенитету государства. Поэтому для многих стран важно участие России в создании стабильно функционирующей конструкции многополярного мира. Как минимум, выполнение трёх условий необходимо сегодня для дальнейшего развития России.

(1) Налицо потребность в принятой обществом общей стратегии развития, эффективности власти, которая была бы способна формулировать чёткие и ясные приоритеты, осуществлять стратегическое управление и эффективный контроль, отвечать за результат.

(2) Нужна государственная поддержка, а не чиновничье подавление инициатив, идущих от общества, в том числе, исследователей и разработчиков, создающих инновации.

(3) «При самых плохих законах, если у вас хороший чиновничий аппарат, можно управлять государством, если у вас плохие чиновники, не помогут самые лучшие законы», – сказал Отто фон Бисмарк, объединивший Германию в XIX веке.

Борис Алексеевич Виноградов,
доктор технических наук, профессор


Компания вступает в международную конкуренцию, выходя на один или несколько избранных внешних рынков. О глобальной конкуренции речь идет тогда, когда компания разворачивает свою деятельность на нескольких континентах и борется за лидерство на мировом рынке. Компании, которые работают в нескольких странах, являются конкурентами межнационального (или мультинационального) масштаба, а которые продают свои услуги в 100 странах мира – глобальными конкурентами. Компания вступает в международную конкуренцию, выходя на один или несколько избранных внешних рынков. О глобальной конкуренции речь идет тогда, когда компания разворачивает свою деятельность на нескольких континентах и борется за лидерство на мировом рынке. Компании, которые работают в нескольких странах, являются конкурентами межнационального (или мультинационального) масштаба, а которые продают свои услуги в 100 странах мира – глобальными конкурентами.


Мультинациональная или глобальная конкуренция? О мультинациональной конкуренции (или конкуренции на внутренних рынках нескольких стран) речь идет в том случае, если конкуренция на одном национальном рынке не зависит от конкуренции на других национальных рынках; в таком случае «интернационального рынка» нет, а есть лишь совокупность автономных национальных рынков.




Глобальная конкуренция происходит тогда, когда конкурентные условия на рынках разных стран взаимосвязаны достаточно тесно, чтобы рассматриваться в качества одного международного рынка. В этом случае конкуренты ведут жесткую борьбу на рынках многих стран. В глобальной отрасли конкурентоспособность предприятия в каждой стране зависит от конкурентоспособности в других странах. Глобальная конкуренция происходит тогда, когда конкурентные условия на рынках разных стран взаимосвязаны достаточно тесно, чтобы рассматриваться в качества одного международного рынка. В этом случае конкуренты ведут жесткую борьбу на рынках многих стран. В глобальной отрасли конкурентоспособность предприятия в каждой стране зависит от конкурентоспособности в других странах.


Стратегии вхождения и конкуренции на внешних рынках Создание производственной базы в одной стране и экспорт товаров за рубеж Выдача лицензий зарубежным фирмам на использование технологий предприятия либо на производство и распространение продукции предприятия Франчайзинг Создание производственной базы в одной стране и экспорт товаров за рубеж Выдача лицензий зарубежным фирмам на использование технологий предприятия либо на производство и распространение продукции предприятия Франчайзинг


Мультинациональная стратегия с применением в разных странах специфических стратегических подходов Глобальная стратегия с использованием единой модели конкуренции на рынках всех стран, где действует предприятие Стратегические альянсы или совместные предприятия с участием зарубежных предприятий как первый шаг на пути к зарубежным рынкам. Мультинациональная стратегия с применением в разных странах специфических стратегических подходов Глобальная стратегия с использованием единой модели конкуренции на рынках всех стран, где действует предприятие Стратегические альянсы или совместные предприятия с участием зарубежных предприятий как первый шаг на пути к зарубежным рынкам.




Центры прибыли и перекачивание прибыли Центры прибыли – это национальные рынки, на которых предприятие получает значительную прибыль благодаря сильному положению. Центры прибыли – это ценные конкурентные активы для финансовой поддержки стратегических инициатив на отдельных внутренних рынках и достижения лидерства на глобальном рынке. Центры прибыли – это национальные рынки, на которых предприятие получает значительную прибыль благодаря сильному положению. Центры прибыли – это ценные конкурентные активы для финансовой поддержки стратегических инициатив на отдельных внутренних рынках и достижения лидерства на глобальном рынке.




Стратегические альянсы и совместные предприятия с зарубежными партнерами Соглашения обеспечивают не только доступ к местным рынкам, но и обеспечивают экономию на масштабе. Союзы и альянсы позволяют заполнить пробелы в техническом опыте и знании местных рынков. Объединение увеличивает шансы на завоевание лидирующих позиций в отрасли.


Конкуренция на рынках развивающихся стран В условиях, когда крупные финансово мощные предприятия ищут возможности проникновения на рынки развивающихся стран, поведение местных предприятий определяется возможностью применения их конкурентных ресурсов на глобальном уровне и мощностью отраслевых факторов, побуждающих предприятие к участию в глобальной конкуренции.


С точки зрения стратегического управления глобализация представляет собой иерархическую финансово-экономическую и геополитическую пирамиду, наверху которой находятся ведущие страны и международные организации, реально управляющие миром. Национальные и транснациональные информационные сети разных уровней компетенции интегрированы в общую сеть глобального управления. Объем и интенсивность постоянного обмена информацией обеспечивают интеграцию разнообразных активов и потенциалов развития её участников. Такая система требует внедрения актуальных систем управления, обратных связей, контроля и моделирования сценариев развития событий. Стратегические субъекты принимают и реализуют решения мирового уровня управления. Для принятия решений в экономической сфере источниками информации могут быть данные национальных статистик.


Глобализация изменила мобильность квалифицированного человека. Научные идеи и специалисты востребованы в развитых странах, где значительно лучше условия жизни. Квалификация стала капитализацией человека, превращённого в международный рыночный продукт. Ввоз интеллекта стал выгодной статьёй дохода для лидеров, ударом по странам со средним уровнем развития, откуда выезжают специалисты, а приезжают мигранты с низким образовательным и профессиональным уровнем. Отъезд высококвалифицированных специалистов и переселение низкоквалифицированных трудовых ресурсов ставит под сомнение возможность проведения в России научно-технической и инновационной политики.

Глобальное экономическое развитие определяется подчинением мировой экономики интересам транснационального капитала и конкуренцией национальных экономических систем. Стратегии капитала оказывают давление на государства. Растет доля зарубежного финансирования научных исследований, создаются исследовательские подразделения ТНК в странах, благоприятных для такой деятельности. Глобализация в области образования и научной деятельности связана с унификацией систем образования и учёных степеней, перетоками информации и специалистов. Мировые ТНК усиливают своё влияние на систему национальных научных исследований и образования. Это создаёт в каждой стране уникальное сочетание внешних и внутренних факторов научного, образовательного и делового климата.

В связи с распространением информационно-коммуникационных технологий, созданием горизонтально-сетевых структур, открытых инноваций, развитием международного научно-технического сотрудничества активизируется деятельность транснациональных корпораций и отдельных государств в направлении научно-технической разведки с целью получения, анализа, структурирования и практического использования достоверной релевантной информации по технологиям двойного применения.

Открывая новые возможности, глобализация подрывает основы принятия решений новыми рисками, например, публично инициированными кризисами доверия к государству, организованными массовыми протестными движениями социума и т.д. Вертикально интегрированные национальные сообщества замещаются подвижными горизонтально-сетевыми транснациональными сообществами, а флэш-моб-технологии позволяют быстро собирать и провоцировать маргиналов в целях манипулирования через масс-медиа настроениями и поступками миллионов телезрителей и пользователей Интернета. Это приводит к новым вызовам и проблемам. Многократно возросли неопределённости и риски.

Конфликт парадигм, способов и практик решения задач мирового развития, внедрение ценностей иной внешней среды, приводят к радикальному сдвигу в разных странах. В элитах, а затем в массовом сознании активной части населения этих стран происходит изменение мировоззрения, затем происходит лавинообразное разрушение общественно-политических систем. Обломки восстанавливают, после чего многие из них переходят под управление внешней средой. Арабские «революции», нарастающая напряжённость в ряде других стран порождены не только внутренней борьбой с коррумпированными режимами, но и внешним воздействием новых информационных технологий манипулирования социальными сетями.

В теории систем показано, что невозможно одновременно обеспечить целостность (устойчивость экономики, безопасность и другие общесистемные свойства) страны и беспредельную свободу её граждан. Любая организация, целое подавляет (!) свойства её частей. В тех регионах мира, где неограниченно возрастает свобода, увеличивается число конфликтов, приводящих к локальным войнам. Чрезмерное государственное регулирование неизбежно приводит к снижению эффективности экономики и отставанию. Государство и общество стоят перед выбором степени регулирования целостности. Эти выводы актуальны, как в связи с необходимостью модернизации, так и сохранения целостности России.

Разоблачения Э. Сноудена в июне 2013 года относительно секретных программ массовой слежки за переговорами различных людей через интернет и мобильную связь (американская программа PRISM, британская программы слежения Tempora) вызвали грандиозный скандал в мире. Подобная слежка может быть увязана с тестированием новых информационных технологий манипулирования социальными сетями под различным флагом (борьба с коррупцией, экстремизмом и т.д.) и перспективой их эскалации во всем мире.

Современный мир становится все более сложным, нелинейным и агрессивным, в будущем эти факторы ещё более усилятся. Понятие «рефлексивное управление» стало применимо к финансово-экономической и социальной системам управления обществом и государством. Классический подход уже не отражает современной финансовой реальности.

Приспосабливаясь к быстроменяющейся в условиях глобализации практике, финансовые институты непрерывно реформируются, финансовое законодательство изменяется, не успевая институализироваться в сознании даже профессионалов. Практически ежегодно реформируются традиционные финансовые институты: «налоги», «бюджет» и т.п. По мнению Дж. Сороса финансы стали относиться к одной из самых рефлективных форм деятельности. Это означает, что финансовые игроки, работающие на мировых финансовых рынках, должны скрывать свои намерения, чтобы не оказаться в проигрыше из-за контригры конкурентов.

К понятию «финансы» теперь относят управление денежными потоками, организацию сложных финансовых операций, замещение денег финансовыми инструментами и конструирование новых финансовых инструментов, создание новых финансовых бизнесов и другие сложные явления современной жизни, принципиально несводимые к отношениям «по поводу формирования и использования денежных фондов». У современных финансов появились новые направления их использования, которые ничего общего не имеют с распределительными и контрольными функциями. Можно назвать инвестиционную, управленческую, организующую, инновационную, инструментальную и другие функции. Например, конструирование мошеннических финансовых схем, которое играет важную роль в современной жизни.

Речь идёт о разработке и осуществлении сложных финансовых операций (схем) разной целевой направленности, против которых нет абсолютной защиты в правовом поле. Их разработчиков и исполнителей сложно привлечь к ответственности по суду за ущерб обществу и государству. Это безнаказанное перераспределение общественного богатства «инженерами финансовых душ» развивается, втягивая в воронку активных людей. Приглашение к следователю нередко приводит к эмиграции такого «инженера» или быстро рождает «политического деятеля». Это придаёт следственному и судебному действию политический колорит. Использование нескольких десятков активных прикормленных сторонников, социальных сетей и сетевых технологий управления позволяет такому «герою» пугать власть призраками разноцветных революций, заставляя её отступать. Целенаправленное манипулирование информацией может привести к быстро нарастающей напряжённости. Подобные явления стали обыденными в современной России.

Психологическое, пропагандистское и организационное влияние на население глобальных социальных сетей стало важнейшим фактором устойчивого развития и управления страной. Государство обязано предвидеть, опережать и противодействовать негативным последствиям информационной открытости. Актуальность информационной защиты общества и государства от целенаправленного воздействия с разных сторон подтверждается быстрым ростом экономической, научно-технической, военной и других видов информации. Руководители государства, принимающие ответственные решения, обязаны своевременно владеть достоверной информацией.

Основой решения государственных и межгосударственных задач является концептуальное моделирование, в рамках которого создаются модели общего уровня, и проводится оценки среды и системы в целом. Ошибки в управлении на концептуальном уровне трудно устранимы последующими действиями и могут быть источником угрозы существованию самой управляемой системы (страны).

Отметим лишь некоторые аспекты глобальной информационной войны, в которую вовлечена Россия. Внутри страны Россия ведёт информационную борьбу с терроризмом и экстремизмом (молодёжным, религиозным и т.д.). Учитывая быстрый рост сетевых информационных ресурсов, находящихся в управлении террористических и экстремистских структур, можно сказать, что ежедневная информационная война происходит во всех сферах и на всех уровнях за сохранение целостности государства. Внутрироссийские антироссийские идеологии и практики, этнорелигиозные и политические угрозы, такие как ваххабизм, национал-сепаратизм и исламский фундаментализм пустили достаточно глубокие корни в ряде регионов России (Северный Кавказ, Поволжье и др.). Особое внимание уделяется их лидерами обучению и воспитанию радикальных имамов с целью формирования из них новой генерации духовных наставников. Вербовка сторонников сопровождается многотысячными тиражами и бесплатным распространением экстремистской литературы, насыщением русскоязычного сегмента Интернета и социальных сетей экстремистскими сайтами, активным использованием сервисов типа YouTube, активной миссионерской деятельностью. Их изучение, анализ и оценка, выработка и реализация стратегии противодействия представляют самостоятельный интерес и являются предметом специальных исследований.

С учётом региональных театров «военных действий» и часовых поясов России можно предположить круглосуточное протекание информационных боестолкновений. Можно выделить некоторые признаки сетецентрической войны, которая ведётся международным терроризмом против России. Во-первых, это наличие информационно-коммутационной сети, объединяющей источники сведений. Во-вторых, это доведение до участников операций достоверной и полной информации. В-третьих, это органы управления, исполнительные механизмы и средства непрерывного воздействия.

Не проще складывается ситуация в межгосударственной сфере. Напомним хотя бы уровень накала и жестокость мировой информационной войны против России в рамках грузино-осетинского конфликта. Отметим информационные атаки и организованные протестные акции, в которых задействованы Интернет, мировые телевизионные сети, другие мощные источники целенаправленного воздействия.

Управление государством требует адекватной стратегии, основанной на системном анализе, прогнозировании, планировании, управлении и контроле с учётом положения внутри страны и влияния на неё извне. Если ранее территориально целостное государство было самостоятельно в собственном развитии, то в условиях высокой мобильности капитала его экономика зависит от транснациональных инвестиционных решений. В этом случае на неё влияет много факторов, в том числе, играют роль инфраструктура, потенциал рабочей силы, налоговое законодательство и другие институциональные условия.

Исключительное значение приобретает мониторинг и прогноз рисков, концептуальное моделирование, квалификация и мотивация власти, правильные управленческие решения высшего руководства страны. Задачи информационной защиты государства требуют постановки и решения, как минимум, трёх взаимосвязанных задач.

Во-первых, с точки зрения отражения и предотвращения угроз необходима информационная защита общества и государства, нужны силы и средства, разумная стратегия и оперативное искусство, современные технологии и специалисты, способные к информационной войне на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях.



Издан Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации». На ФСБ РФ возложены полномочия по созданию государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации. Указом определены её задачи и перечень необходимых работ по создаваемой системе.

Во-вторых, качество и эффективность информационных технологий определяет уровень научного прогнозирования, целевого планирования и скоординированной федерально-региональной политики социально-экономического развития и соответствующего программно-целевого управления России, её роль и место в мире.

Как обстоят дела с выполнением этих задач?

Разработка и координация отраслевых и межотраслевых концепций, стратегий и программ, отслеживание рисков и корректировка перекосов невозможна без современных информационных ресурсов высокого качества. Решение проблем «сопряжений» и «развилок» между территориальным и стратегическим планированием, реализуемость и результативность принимаемых стратегических управленческих решений зависит от конкурентоспособности обеспечивающих их информационных технологий.

Как свидетельствует мировой опыт, модернизация отдельных объектов инфраструктуры, оптимизация логистики или формирование отдельных кластеров не гарантируют экономической конкурентоспособности, востребованности их продуктовой линейки и долгосрочной ёмкости рынков. В современной России утерян советский опыт формирования и оценки региональных и отраслевых балансов, в соответствии с которыми рассчитывались плановые и фактические объёмы денежной массы применительно к каждому региону. Приоритетность обеспечения денежной массы внутриэкономическими возможностями сменилась транснациональной волатильностью к экспортно-импортным операциям. Транснациональные и корпоративные связи и их транзакционные издержки сегодня приобрели доминирующий характер. Это сильно осложняет корректное решение задач территориального планирования как самостоятельных элементов экономического развития. В России в виде информационного «спама» принято множество стратегических «концепций». Не сбалансированные по целям, задачам и ресурсам федеральные, региональные и отраслевые стратегии не стали комплексной моделью развития страны.

Президент США поставил перед своей администрацией и научным сообществом задачу перехода к сетецентрическим моделям. Они обеспечат конкурентные преимущества за счёт более точной и оперативной сборки единичных потенциалов для концентрации сил и средств в нужное время в нужном месте с целью создания цепочек добавленной стоимости и формирования конкурентных потенциалов долгосрочной доходности. По уровню планирования и управления портфелями проектов, контрактов и активов как целостным объектом, включая управление целями, архитектурой и технологиями отраслевого и регионального уровней Россия находится далеко не в первых рядах.

В-третьих, в условиях глобальной социально-экономической, политической и военной конкуренции уровень развития технологий стратегического управления и информационных сетей определяют возможности России к быстрой интеграции разнообразных активов и потенциалов развития на национальном и транснациональном уровнях для достижения соответствующих целей.

Как обстоят дела с выполнением этих задач?

Для идентификации прав и ответственности за активы необходимы адаптивные информационные технологии учёта и управления ими. Уровень наблюдаемости, качество и оперативность измерения социально-экономических процессов в России неконкурентоспособны по отношению к информационным возможностям развитых стран и международных институтов. Проблемой является идентификация наличия и прав собственности на ключевые активы. Недавнее обсуждение реформы РАН показало, что в ней на баланс поставлено менее 50% объектов государственного имущества и земель. И это далеко не самый худший показатель в стране. Громадное (в смысле числа чиновников) государство зачастую не знает, кому, на каких основаниях и с какими обременениями принадлежат права собственности. Не учтённые в реестрах и кадастрах объекты казны государства составляют основу коррупции. Не исключено, что и общероссийские финансовые потоки уже давно находятся под внешним контролем иностранных платёжных систем и клиринговых центров. Как справится с нарастающими кризисными явлениями в мире такое государство? Ведь не подкрепленные делами слова о модернизации и инновационном развитии уже превратились в заезженную лошадь.

В начале XXI века Россия вернулась в качестве важного субъекта в систему мировых отношений, которая сегодня дает серьёзный сбой. Демографические, экологические и экономические проблемы, аварии и катастрофы, военные конфликты не сходят с повестки дня, обостряются проблемы в различных регионах мира. Эти процессы угрожают суверенитету государства. Поэтому для многих стран важно участие России в создании стабильно функционирующей конструкции многополярного мира. Как минимум, выполнение трёх условий необходимо сегодня для дальнейшего развития России.

(1) Налицо потребность в принятой обществом общей стратегии развития, эффективности власти, которая была бы способна формулировать чёткие и ясные приоритеты, осуществлять стратегическое управление и эффективный контроль, отвечать за результат.

(2) Нужна государственная поддержка, а не чиновничье подавление инициатив, идущих от общества, в том числе, исследователей и разработчиков, создающих инновации.

(3) «При самых плохих законах, если у вас хороший чиновничий аппарат, можно управлять государством, если у вас плохие чиновники, не помогут самые лучшие законы», – сказал Отто фон Бисмарк, объединивший Германию в XIX веке.

Борис Алексеевич Виноградов,
доктор технических наук, профессор

1. Инновации в эпоху глобализации 1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента 1.2. Основные характеристики глобализации мировой экономики 1.3. Инновации – движущий фактор глобальной конкуренции

2. Теория системного подхода к инновациям 2.1. Почему надо изучать национальные системы и национальные стили инноваций 2.2. Национальная бизнес-система и система инноваций 2.3. Инновации и теория фирмы

3. Знание как стратегический ресурс фирмы 3.1. Характеристики знания как орудия в конкуренции 3.2. Связь знания – стратегия 3.3. Схема стратегии знания 3.4. Проблемы внедрения знания в действия фирм

4. Анализ инновационной практики глобальных фирм 4.1. Основные тенденции инновационной политики глобальных фирм 4.2. Анализ тенденций затрат на НИОКР крупнейших глобальных фирм 4.3. Анализ практики патентования крупнейших глобальных фирм 4.4. Стратегические аспекты патентной активности

1. Инновации в эпоху глобализации

1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента

Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения: · как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса; · как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях.

Неоспоримость использования инноваций как основы достижения стратегического конкурентного преимущества компаний не требует особых доказательств. В фундаментальной работе Портера /1/ прямо указывается: "Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако, характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы… После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений… Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций".

В этой связи резко растет и значение инновационного бизнеса, как основного вида деятельности фирм. Достаточно упомянуть о многочисленных НИИ, конструкторских бюро, консалтинговых фирм, предложений услуг по реинжинирингу бизнес-процессов и т.д. Однако известно, что лишь 5 % начатых НИОКР находят свое успешное завершение в виде признания новой продукции на рынке потребителей. В числе основных причин такого положения являются, как правило, ошибочный выбор портфеля НИОКР, отсутствие комплексной проработки маркетинговых, технических, экономических, инвестиционных, производственных аспектов. В большинстве случаев при выполнении НИОКР не учитываются стратегическая значимость разработки, ее согласованность со стратегическими аспектами деятельности фирмы (методами ее стратегического планирования, имиджем, отношением к риску), а также временной аспект выполнения НИОКР и реализации их результатов (тиражирование и сбыт новой продукции). Во многом это связано с отсутствием четко обозначенного единого методологического подхода к стратегическому управлению НИОКР.

Современный этап развития мирового рынка характеризуется ростом динамики, нестабильности и, прежде всего, глобализации бизнеса. В то же время широкое внедрение мировых информационных систем привело не только к использованию электронной коммерции, но и к появлению тенденции перехода к так называемым сетевым организациям, подразделения которых географически удалены друг от друга. Сетевая организация может консолидировать ресурсы по всему миру, что является одним из решающих факторов успеха в глобальной конкуренции.

Имеется широкий спектр особенностей стратегических действий фирм, в том числе и сетевого (виртуального) характера, в условиях глобального рынка, на которые будет указано ниже и которые следует оценить с единых методологических позиций.

Главные выводы из мирового опыта состоят в следующем: – инновационная составляющая бизнеса становится ключевым фактором в глобальной конкуренции; – наблюдается тенденция рассматривать действия фирм по решению конкурентных задач как синтез стратегического и общего менеджмента, экономики, теории организации и управления человеческими ресурсами; – происходит тесное смыкание (и даже переплетение) задач и подходов стратегического и инновационного менеджмента фирмы. Можно говорить о необходимости разработки теории и практики единого стратегического инновационного менеджмента; – глобализация мировой экономики лишь ускорила ход этих процессов.

Глобализация и мировая экономика – принципиально разные вещи. Основой для глобализации послужила новая мировая инфраструктура информационных технологий, политика либерализации управления. В глобальной экономике институциональные элементы работают как единое целое в реальном масштабе времени. В то же время между глобальной и локальной стратегиями нет пропасти.